Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Тунберг Грета дождалась ответа

Тунберг Грета дождалась ответа
Фото: Фото: REUTERS/Chris Keane

Грета Тунберг, 16-летняя шведская экоактивистка, отказалась принять премию Северного совета в области охраны окружающей среды ($52 000, на минутку). Девочка призвала комитет Совета вообще отказаться от такой награды, пока правительства стран не начнут сотрудничать с учеными-климатологами и делать все, чтобы понизить температуру на планете.

Мировых лидеров Грета обвиняла и на сентябрьском климатическом Саммите ООН.

"Я хочу, чтобы вы начали паниковать. Я хочу, чтобы вы вели себя так, будто ваш дом горит", - так Тунберг обратилась к политикам, которые, по ее мнению, делают недостаточно, чтобы спасти планету.

Тогда с Гретой согласились практически все. Возможно потому, что логические доводы, почему нельзя взять и нахрапом "все улучшить", затерялись бы среди громких правильных лозунгов.

Возражения начались чуть позже. В основном они сводились к тому, что да, за улучшение климата надо бороться, но решить эту проблему быстро – невозможно. А уж паникой спасти мир и вовсе не выйдет. Но почему?

Отказ от ископаемого топлива

Требования Греты. Большая часть парниковых газов и выбросов углекислого газа в атмосферу образуется в результате сжигания угля, нефти и газа. Их потребление за последние 30 лет существенно выросло. Ведь именно они обеспечивают потребность человека в энергии на 80%. Поэтому нужно переходить на зеленую энергию.

Ответ экспертов. Переход на источники зеленой энергии произойдет куда медленнее и обойдется намного дороже, чем надеются экоактивисты. 

"Задачи, установленные Парижским соглашением, не говоря уже о более экстремальных предложениях по сокращению выбросов до 2050 года, будут невероятно разрушительными и дорогостоящими, - заявил экс-министр по вопросам международной энергетической политики Великобритании Дэвид Хауэлл. - Промышленники, энергетические компании и мировые эксперты уверяют – даже к 2050 году мир все еще будет полагаться на ископаемое топливо, по крайней мере на 70% мировой энергии".

По мнению Хауэлла, даже если Европа и справится с этими источниками выбросов углекислого газа, то это не повлияет на картину всей планеты, ведь остаются еще США, Китай, Россия и Индия. И наиболее реально безболезненно улучшить климат - это сделать производство энергии из ископаемого топлива более экологичным.

Перестать покупать ненужное

Требование Греты. Экоактивисты призывают к ответственному потреблению. Есть у вас одно пальто и одни сапоги – вот и носите их несколько сезонов, пока не развалятся.  Что ж, логично. Карбоновый "след" производства составляет 20%. Меньше покупаем - меньше производят, меньше выбросов СО2 в атмосферу.

Ответ экспертов. Это приведет к росту бедности.

"Да, возможно, отказ от покупок немного улучшит окружающую среду, - считает глава компании H&M Карл-Йохан Перссон. – Но приведет к ужасным социальным последствиям".

Уменьшение производства повлечет за собой сокращение рабочих мест и рост безработицы.

Причем решить вопрос, не сокращая объемы производства и не увольняя людей, вполне реально, но не одним махом. В частности, Перссон подчеркнул, что их компания стала шире применять перерабатываемые материалы, собирает одежду на переработку, а фабрики оснащаются солнечными батареями.

Не летать на самолетах

Требование Греты. Из всего транспорта самолеты сильнее вредят климату, так как при сгорании авиатоплива в атмосферу выбрасываются большие объемы СО2.

Ответ экспертов. Действительно, если посмотреть на конкретные цифры, авиалайнер оставляет больший карбоновый след, чем автомобили. Вот только самолетов в мире намного меньше, чем наземного транспорта. И если смотреть глобально, автомобили и автобусы загрязняют атмосферу сильнее самолетов.

"Можно же пересесть на электромобиль, электропоезд!" – скажут борцы за экологию. И снова окажутся правы только отчасти. Да, такой транспорт атмосферу не загрязняет. А вот электростанции, которые производят электричество, - да. По данным Международного энергетического агентства, именно на долю электростанций приходится более 49% выбросов. Тогда как на транспорт - вполовину меньше.

Проблему "авиавыхлопов" решают постепенно. Например, во Франции с 2020-го на перелеты вводится экологический налог – от 1,5 до 18 евро (деньги пойдут на развитие ж/д сообщения). Некоторые авиакомпании намерены отказаться от "бонусных миль". А специалисты из авиакомпаний KLM и Finnair, советуют выбирать современные лайнеры – они более экономны в расходе энергии, брать минимум багажа и выбирать эконом-класс с более узкими сиденьями – чем тяжелее и просторнее самолет, тем больше он сжигает топлива.

Отказаться от мяса

Требование Греты. Она сама вегетарианка, под ее влиянием отказались от животного белка и родители. Активистка призывает и других отказаться от мяса, ведь из-за животноводства растет выброс парниковых газов.

Ответ экспертов. По данным, приведенным в докладе Межправительственной панели по изменению климата ООН, на продовольственную систему приходится 25-30% парниковых газов. Значительная часть из них – от животноводства, причем от всего процесса производства: от выпаса скота до утилизации неиспользованных стейков.

Однако ненамного меньше климат страдает и от производства растительной пищи. К примеру, в Чили так увлеклись выращиванием модного во всем мире авокадо, что это значительно осушило водные запасы в стране. Ради плантаций вырубают леса и осушают заливные луга. А попытки добиться высокого урожая приводят к истощению почвы. Другими словами, отказ от мяса экологии поможет, но не сильно.

Вместо того чтобы ругать мясоедов, эксперты ООН призывают выращивать (и производить) не больше того, что мы съедаем. А также сосредоточиться на улучшении методов сбора и хранения, оптимизировать транспорт и розничную торговлю и, конечно, использовать более экологичную упаковку.

Как пример, многие европейские супермаркеты продукты уже не выбрасывают, а за какое-то время до истечения годности продуктов раздают их бесплатно.

В ТЕМУ

Переходим на человечину?

На днях прославился еще один швед – профессор Стокгольмской школы экономики Магнус Содерлунд. Он заявил об "оригинальном" подходе в борьбе с глобальным изменением климата: употреблять в пищу человеческое мясо. 

Шведский ученый, выступавший на стокгольмском саммите, предложил необычную возможную тактику в борьбе с глобальным изменением климата: есть человеческую плоть.

"Консервативные" табу против каннибализма со временем могут измениться, если люди просто попробуют есть человеческую плоть", - заявил ученый.