В Украине около 80% граждан знают о заказных материалах, "джинсе", в СМИ. Отличить дезинформацию от правдивых новостей могут 11%. Об этом свидетельствуют результаты соцопроса USAID-Internews "Отношение населения к СМИ и потребление различных типов медиа в 2019 году", представленные 22 октября в Укринформе.
- Так, из 74% тех, кто знают о существовании "джинсы", 68% говорят (самооценка), что знают, как отличить заказной материал - это на 12% больше, чем тот же показатель в 2018 году, - говорится в исследовании.
В то же время в рамках опроса в этом году респонденты в некоторых регионах Украины прошли тест на медиаграмотность - их тестировали на способность отличить настоящие новости от дезинформации. По его теста, 11% украинцев смогли правильно определить разницу между настоящей и ложной информацией среди трех представленных новостей.
В 2018 году около 77% граждан Украины получали информацию из телевизионных СМИ. В 2019-м телеСМИ потеряли первенство среди источников получения новостей в нашей стране, уступив социальным сетям 66% против 68%.
Согласно опросу, 68% украинцев узнают новости из "Фейсбука", "Твиттера" и заблокированных на территории Украины "Одноклассников" и "Вконтакте". В прошлом этот показатель был на отметке 53%.
Аудиторией телевидения остаются украинцы в возрасте 46+. В то время, как украинцы от 18 до 45 лет предпочитают получать новости из "глобальной сети".
Тенденция уменьшения наблюдается и среди опрошенных, которые слушают радио и читают печатные СМИ. В 2018-м эти показатели составляли 26% и 21% украинцев, в 2019 - 18% и 15% соответственно.
- В окружении каждого третьего респондента есть те, кто использует российские медиа в качестве источника новостей (30%), - говорится в исследовании и подчеркивается, что это несмотря на то, что в качестве источника информации росСМИ пользуются 13% респондентов.
Почему эти 13% узнают новости из российских СМИ:
В то же время 36% украинцев не смогли обосновать своей потребности в пользовании российскими медиа.
Директор Internews в Украине Джиллиан МакКормак рассказала, что в рамках исследования у опрошенных спрашивали об их отношении к владельцам средств массовой информации.
- То есть знают ли, кому принадлежат украинские медиа, которым они отдают предпочтение. Мы не можем сказать, что получили очень хорошие результаты. Думаю, с течением времени эти показатели только ухудшаются, - подчеркнула МакКормак.
В 2018 году 36% украинцев считали имя владельца СМИ важной информации. Сейчас этот показатель снизился до 30%.
- И этот показатель неплохой по отношению к уровню медиаграмотности среди населения, - отметила директор Internews в Украине.
По результатам исследования, 16% респондентов осведомлены о владельцах общенациональных телеканалов:
Исследование, как пишет Укринформ, провела компания InMind по заказу международной неприбыльной организации Internews, которая реализует "контекстно-медийную программу в Украине" при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). В течение июня-июля 2019 года представители InMind опросили 4056 респондентов. Погрешность выборки не превышает 2,5%.