Исследователь Александр РЫЖОВ коллекционирует пророчества, сделанные поэтами и прозаиками
Помогает фантазия
Александр Рыжов окончил Санкт-Петербургский государственный университет. В 25 лет принят в Союз писателей России. Сейчас как литератор работает в разных жанрах: от документалистики до фантастики. Автор 16 книг. В последнее время он исследует феномен дара предвидения у писателей.
- Анализируя пророчества, исследователи топчутся в основном вокруг имен «профессиональных» предсказателей вроде Нострадамуса или Ванги, - говорит Александр Сергеевич. - Но есть целый пласт провидческих высказываний, сделанных людьми, которые не считали это занятие основным и даже не догадывались о своих способностях. В моей недавно вышедшей книге «Литературные пророки» речь не о ясновидцах. Она о гениях, волею каких-то обстоятельств сделавшихся пророками. Отличие творческих людей от шарлатанов и святых провидцев в том, что они, с одной стороны, были обычными людьми, порою даже неверующими, а с другой - сами не считали себя оракулами. Главным их делом было сочинительство - романов, рассказов, стихов, - то есть работа, связанная с вымыслом. Но именно в этом сугубо творческом процессе рождались такие предвидения, какие не снились Нострадамусу и его товарищам по цеху.
Они предвидели свою смерть
- Но еще более поражают предсказания писателей и поэтов собственной кончины. Откуда этот страшный дар? - интересуюсь я.
- Смертельные пророчества часто появлялись помимо воли авторов из случайных, брошенных ненароком слов, - объясняет Александр Сергеевич. - Но слова эти были зафиксированы на бумаге и, стало быть, обрели жизнь самостоятельную. А у жизни слов - свои законы и последствия. В первую очередь эти последствия касаются тех, кто данные слова произнес. Убедитесь сами.
Самый поразительный случай находим в стихотворении Николая
РУБЦОВА «Я умру в крещенские морозы». Он погиб 19 января - в тот самый день, когда отмечается православное Крещение. Драматург Александр ВАМПИЛОВ мимоходом черканул в своей записной книжке: «Я знаю - старым я никогда не буду». Так и вышло: он утонул в Байкале за несколько дней до своего 35-летия. Поэт и музыкант Юрий ВИЗБОР в 1978 году написал песню «Памяти ушедших», где есть такая строка: «Как хочется прожить еще сто лет - ну пусть не сто, хотя бы половину». Визбор будто сам отмерил себе земной срок - прожил ровно 50 лет.
Владимир ВЫСОЦКИЙ в одном не очень известном стихотворении предсказал время своей смерти: «Жизнь - алфавит: я где-то уже в «це-че-ше-ще» - уйду я в это лето в малиновом плаще». Стихи написаны в начале 1980 года. Летом этого года, 25 июля, Высоцкого не стало.
Когда Валентин ПИКУЛЬ ушел из жизни, жена нашла в его библиотеке книгу со слепым корешком, и в ней было творческое завещание, которое заканчивалось словами: «Писал это Пикуль Валентин Савич, русский, родился 13 июля 1928 года, умер 13 июля 19… года». Написано это в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 года, ошибившись в числе всего на три дня.
Намеки на безвременную гибель встречаются в произведениях Александра ПУШКИНА, Михаила ЛЕРМОНТОВА, Сергея ЕСЕНИНА, Владимира МАЯКОВСКОГО, Николая ГУМИЛЕВА, Всеволода БАГРИЦКОГО, Василия ШУКШИНА, Марселя ПРУСТА, Генриха ИБСЕНА, Пауля ФЛЕМИНГА.
Конструкторы судеб
- Как же объяснить этот неожиданный дар ясновидения у творческих людей?
- В научных пророчествах, я думаю, мы имеем дело с интуицией. Например, полет фантазии позволяет гению, увидевшему самодвижущийся экипаж или воздушный шар, тотчас «предсказать» автомобильные пробки на дорогах мира и космос, кишащий межпланетными путешественниками.
Другое дело - предсказания своей кончины. Есть мнение, что люди творческие вовсе не предрекают будущее, а как бы моделируют его. Ведь некоторые из поэтических строк напоминают заклинания вроде «Я хочу умереть молодой!» Мирры Лохвицкой. Если согласиться с тем, что слово материально и обладает мощной энергетикой, то логично допустить, что эти опасные фразы способны притянуть к человеку, их произнесшему, беды.
Недаром мудрая Ахматова предупреждала своих излишне дерзких собратьев по перу: «Поэты, не предсказывайте свою смерть - сбывается!»
К 2519 году Европа одичает Полистав литературные произведения, можно попытаться заглянуть в будущее
Что касается научных открытий и технических достижений - вот лишь несколько прогнозов:
Фантасты предрекают также изобретение фотографий, передающих запах, звук и подвижную картинку (Джо Холдеман, «Право на Землю»), появление светящихся имплантатов, которые будут вживляться в тело человека вместо украшений (Пол Ди Филиппо, «Проблемы выживания») и многое другое.
Доживем - увидим!
МНЕНИЕ ПАРАПСИХОЛОГА
Сопредседатель Комиссии по исследованию необъяснимых явлений Международного комитета «Экология и биоэнергоинформатика» Союза научных и инженерных обществ Игорь ВИНОКУРОВ:
- Практика показывает, что изреченное или иным образом ставшее достоянием гласности пророчество приобретает склонность к самоосуществлению. Эта проблема давно интересовала известного американского психолога Энрико Баркера. Он работал над книгой о людях, которые умирали точно в предсказанное для них время. Многие из них, по мнению ученого, умерли именно потому, что буквально запугивали себя до смерти по мере приближения рокового дня. Но, как показывают исследования, в двух третях случаев все-таки людям удается избежать беды. Странно лишь, что подобного рода исследования не были проведены в отношении пророчеств, сулящих счастье.