Умение находить общий язык с людьми необходимо любому. Порой не ум и интеллект помогают нам в жизни, а именно общительность. Как выяснили недавно социологи, коммуникабельные люди добиваются более впечатляющих успехов и зарабатывают лучше, чем угрюмые и необщительные.
Завести друзей, продвинуться по карьерной лестнице, поддержать разговор и отстоять свое мнение - все это результаты хорошей коммуникации. И этому надо научить ребенка.
Развивать навыки общения специалисты советуют с самых ранних лет. Старайтесь говорить с малышом выразительно, буквально показывайте ему смысл высказывания выражением лица, руками, голосом. И хотя карапуз многого еще не знает, общайтесь с ним развернутыми предложениями.
- Порой папы и мамы стараются пораньше отдать ребенка в садик, чтобы он научился общаться с другими детьми. Но это не всегда работает, - считает клинический психолог Елена Трушина. - Социальные навыки - умение выражать желания, реагировать на отказ, защищать свои границы - у совсем маленьких детей развиваются лишь через общение с близкими взрослыми. Они показывают пример, как реагировать. В группе детсада, когда детей много, а взрослых 1 - 2, возможности научиться у старших разрешению конфликтов нет. Скорее дошкольник применяет там те способы общения, которым научился дома.
Малыши еще не могут играть со сверстниками, игрушки для них интереснее. Поэтому задача родителей - привлекать внимание к другим детям ("Посмотри, какая девочка! Какое у нее красивое платье!"). Достаточно ходить в гости, где есть дети, или играть на площадке.
К 4 годам малыш понимает, что играть с другим интереснее, чем одному. И это время сюжетно-ролевых игр - в больницу, полицию, дочки-матери. Отличный коммуникативный тренинг! Ребенок и командует, и выполняет инструкции, и играет множество ролей. Именно в игре дети учатся договариваться. Например, кто будет доктором, а кто больным.
К 5 - 6 годам дети уже могут общаться со сверстниками и родителями вне игры. С ними можно говорить на различные темы и обсуждать то, чего нет перед глазами: где я был вчера, какой мультик я люблю, куда поеду завтра.
Часто затруднения в общении связаны с самооценкой. Чтобы это выяснить, родители могут провести несложный тест "Лесенка".
Рисуем лесенку из 7 ступенек. Объясняем: если на всех ступеньках рассадить детей, то на верхней окажутся самые лучшие ребята, на второй и третьей - хорошие, на четвертой - ни хорошие, ни плохие, на пятой и шестой - плохие, а на последней - самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? А на какую ступеньку тебя поставят мама, папа, воспитательница, другие дети?
Большинство детей ставит себя на самый верх (завышенная самооценка у дошкольников - норма). Оценка другими должна быть на той же ступеньке или рядом. Дети, у которых есть проблемы в общении, имеют большой разрыв (2 - 4 ступеньки). Получается, ребенок считает себя хорошим, но ему кажется, что другие так не думают. Поэтому он может стесняться общения с другими.
Хотя не все так однозначно.
- Если ребенок прячется за вашу спину в гостях - это нормально, - объясняет Елена Трушина. - Но реакция взрослых может негативно повлиять на уверенность в себе. Например, если постоянно говорят: "Ну что ты такая трусиха", "Давай уже" и т. д. А вот поддержка и сочувствие родителей помогут ребенку постепенно пробовать новое.
|
"Где наши ручки?". Ребенок показывает и прячет руки за спину.
"Солнышко - дождик". Прячемся, когда начинается дождик, выбегаем, когда светит солнце.
"Зеркало". Один участник (взрослый или ребенок) как бы смотрится в зеркало, другой - его отражение. И зеркало должно синхронно выполнять все движения - хлопки, топание ногами, какие-то звуки. Через пару минут меняемся ролями.
"Зеркало наоборот". Выполнять действия, противоположные тем, что показывает ведущий. Например, ведущий сжимает руки в кулаки, а отражение - раскрывает ладошки.
"Волшебная палочка". Тот, у кого в руках волшебная палочка (можно покрасить или облепить фольгой какую-то палочку или веточку), расскажет, что хорошего случилось с ним (чему научился, что было самым трудным, что делал с удовольствием) на прошлой неделе (сегодня). Также по очереди можно придумывать истории.
"Веселые картинки". Один участник начинает рисовать картину, а через 2-3 минуты ее продолжает дорисовывать другой ребенок (мама, папа) и возвращает обратно автору. Так рисунок может дополняться несколько раз. В конце можно обсудить: понравилось ли дорисовывать чужой рисунок, отличается ли он от тех, которые ты рисуешь обычно.
"Сиамские близнецы". Умение сотрудничать с другими очень важно. Обмотайте бинтом предплечье и локти двух детей (или ребенка и родителя): у одного это будет левая, а у другого - правая рука. Берем мелки или карандаши разных цветов и начинаем рисовать. Рисовать нужно только привязанной рукой. В процессе можно разговаривать, чтобы решить, какое изображение должно получиться.
"Испорченный телефон". Эта игра приучает внимательно слушать собеседника. Прошепчите ребенку какую-то фразу, он передает ее следующему игроку и т. д. Последний говорит, что до него дошло.
"Воображаемая сумка". Эта игра-упражнение учит считывать язык жестов.
Поставим перед собой воображаемую сумку, "достаем" из нее какой-нибудь предмет и показываем, как им пользоваться. Например, что-то пишем ручкой, разрезаем ножницами бумагу, наливаем и пьем из стакана.
Второй участник должен угадать, какой предмет "достали".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Правила и упражнения, которые упростят и ускорят процесс обучения юного читателя.