5 мифов об украинских лекарствах Комментарии: 1

Конкуренция между производителями лекарств просто бешеная. Одних только видов обезболивающих средств в украинской аптеке продается в пять раз больше, чем торговых марок молока в супермаркете. 113 украинских и сотни зарубежных производителей сражаются за $2,7 млрд – именно такую сумму украинцы тратят в год на лекарства.

В борьбе за столь лакомый кусок недобросовестные компании нередко манипулируют фактами, используют агрессивную рекламу, а то и вовсе откровенно дискредитируют конкурентов. Чтобы украинские потребители не стали жертвами мифов о препаратах отечественного производства, КП решила разобраться с пятью самыми распространенными из них.

 

Миф 1. Наши лекарства – плохие копии импортных

Фармацевтика – сфера более сложная, чем мир моды, где копия всегда считается чуть хуже оригинальной вещи. В фарме для этого есть специальный термин – генерический препарат. Он отличается от оригинального лишь более коротким сроком разработки, а следовательно – более низкой ценой. В остальном различие между ними – скорее в юридической составляющей.

Как правило, первые 20 лет после вывода на рынок новой разработки изобретатель лекарства пользуется своим монопольным положением: его интеллектуальная собственность защищена патентом. Но как только действие патента прекращается, такие же лекарства имеют право производить и другие компании – правда, под другими названиями. На рынке появляется конкуренция, из-за чего цена препаратов сильно падает.

Ошибочно думать, что лечение генериками – удел развивающихся стран. "Недорогие генерические лекарства, доступные для американского народа – это победа здравоохранения", – говорится в отчете Управления по надзору за пищевыми продуктами и медикаментами США (FDA).

Правительства многих стран обращают особое внимание на генерики, которые открывают доступ к недорогому эффективному лечению для большого количества пациентов. С каждым годом популярность генериков растет: если в прошлом году их продажи в мире составили $84 млрд, то в нынешнем ожидается уже $89 млрд, а в 2020-м – $95 млрд.

 

Миф 2. Украинские лекарства менее эффективны

При выводе генерика на рынок важную роль играет исследование биоэквивалентности. Это туз в рукаве ответственных производителей, которые собирают дополнительные доказательства того, что генерический препарат имеет точно такой же эффект на организм человека, как и оригинал.

Визуально генерическая таблетка может отличаться от оригинала, но действие будет одинаковым. Это как два автобуса одного маршрута: они могут иметь разные марки, разный цвет и разных водителей, но оба доставят вас в пункт назначения.

Если биоэквивалентность подтверждена, остается лишь один риск – нарушения в процессе  производства. Но и здесь у украинской фармы железное алиби под названием GMP – Надлежащая производственная практика. Это принятый во все мире набор требований к производству, соответствие которым регулярно контролируется инспекционными проверками как украинской Гослекслужбы, так и иностранными аудиторами.

Наши фармпроизводители регулярно подтверждают свои сертификаты GMP. Более того, на украинских заводах даже проводятся стажировки GMP-инспекторов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

 

Миф 3. Наши лекарства не признают в Европе

Приведем пример. В Барселоне прошел ежегодный Европейский конгресс по артериальной гипертензии и сердечно-сосудистой профилактике – самое авторитетное собрание европейских кардиологов. На конгрессе с отдельным докладом выступила доктор медицинских наук Лариса Мищенко. Она рассказывала о лечении пациентов с резистентной артериальной гипертензией с помощью препарата "Тиара Трио" производства компании "Дарница". Специалисты пришли к выводу, что это лекарственное средство соответствует новым европейским рекомендациям по лечению артериальной гипертензии. "Тиара Трио" содержит три действующих вещества. Раньше пациентам для снижения давления приходилось принимать три отдельных лекарства, да еще и правильно сочетать их. Формула "три в одном" решила эти проблемы. И подобных примеров в украинской фармацевтике немало.

 

Миф 4. Дешевые, потому что некачественные

Высокая цена – не всегда залог высокого качества. Производственный процесс за рубежом может обходиться дороже из-за налогообложения или законодательных нормативов. Не забываем и о расходах на доставку лекарств в Украину.

Еще один важный фактор – реклама. Только за первую половину нынешнего года на телерекламу лекарств в Украине было потрачено 4,5 млрд грн. Фармацевты остаются главными "кормильцами" телеканалов, обеспечивая около трети их рекламных доходов. При этом в топ-5 самых рекламируемых препаратов – лишь один украинский. Потребителя убеждают покупать импортные лекарства, закладывая в их цену миллиардные расходы на такое убеждение.

 

Миф 5. Реклама плохого не посоветует

Мы покупаем препараты по рекомендации телевизора, не задумываясь о компетентности такого "доктора". Слепое доверие к импортным препаратам – не лучший медицинский конcультант. К примеру, существуют лекарственные средства, созданные специально для рынка постсоветских стран, которые не имеют отношения к Европе, несмотря на формальную европейскую регистрацию. Настоятельно рекомендуем не заниматься самолечением и обращаться к специалистам.

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях