Ни весной, ни летом работы по ремонту крыши в Харьковском художественном музее не начались, хотя о том, что здание нужно спасать, было известно еще задолго до большого потопа, приключившегося здесь в конце января.
Директор музея Валентина Мызгина вспоминает – рекорд талых вод, которые тогда лились с потолков экспозиционных залов, был 37 ведер в сутки. Музейщики дежурили круглосуточно, меняя тазики и ведра и отжимая тряпки. Картины от повышенной влажности не пострадали, но некоторые пришлось спасать, отправив в фондохранилище, за остальными пристально следили реставраторы.
Так произошло и в Репинском зале – 4 картины кисти знаменитого художника сняли от греха подальше. Оставили полотно "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", которым славится музей, хоть зал пострадал больше всего. Но переживут ли "Запорожцы…" зиму прогнозировать никто не берется.
Музейщики рассчитывали, что работы по ремонту крыши начнутся, как потеплеет, и облсовет даже выделил первые 3 млн гривен из бюджета, но ремонт так и не начался. Валентина Васильевна говорит, по большому счету, виновата бюрократия.
- Еще до потопа мы заказывали проект реконструкции, в управлении капитального строительства нам предложили фирму, которая им займется, поэтому в потоп мы "входили" уже с этим проектом. Дальше управление должно было провести некоторые организационные работы, поскольку здание – памятник архитектуры местного значения. Проект был отправлен в Киев на государственную экспертизу. Экспертиза готова, мне показывали ее черновик, но ее не выдают. Причина, как мне объяснили, - управление капитального строительства не оплатило эту работу. Все это тянется и тянется, мы, конечно, никакого воздействия не имеем, - рассказывает директор музея. - Весной выделили первый транш - 3 млн гривен на ремонт. Но средства раздали по другим объектам, потому что не готовы наши документы. Бумаг нужно много.
Валентина Васильевна говорит, незадолго до звонка корреспондента "КП" в Украине" была в ХОГА, обсуждала с чиновниками, как добиваться продвижения работы, планирует встретиться со специалистами управления капитального строительства в ближайшее время.
- Ремонт должен начаться в этом году, потому что мы просто не выдержим такой зимы. Здание разрушается. Если зимой с крыши текло по 37 ведер в сутки, то теперь может течь значительно больше, - говорит директор.
Переселить художественный музей в здание побольше и поновее хотели еще более 10 лет назад, еще при жизни губернатора Евгения Кушнарева – нашли хорошее помещение, вели переговоры, но в 2007 году политик погиб, и процесс остановился.
- Мы давно выросли из этого здания. Мы показываем менее 7% коллекции. Нашими работами интересуются и в других городах, сейчас они на выставке в Одессе, во Львове, недавно выставка вернулась из Киева - коллекции нужно показывать, они должны жить, - уверена Мызгина.
СПРАВКА КП
Харьковский художественный музей в послевоенные годы въехал в здание, которое было построено в 1912 году по проекту академика Алексея Бекетова для промышленника Ивана Игнатищева, владельца Ивановского пивного завода. Музей славится богатой коллекцией живописи: Брюллов, Айвазовский, Шишкин, Репин, Шевченко, Васильковский и другие.
|
Картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" была написана Репиным в 2 вариантах. Первый художник закончил 1891 году, его за 35 тысяч рублей купил император Александр III, картина оставалась в царских собраниях до 1917 года, а после революции оказалась в собраниях Государственного Русского музея, сейчас находится в Санкт-Петербурге. Второй ранее находился в Третьяковской галерее в Москве, а в 1935 году был передан на родину художника – в Харьков. В Харьковском художественном музее хранится второй вариант также хранится еще 11 полотен художника и 8 листов графики.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Картина была похищена немецкими офицерами в годы Второй мировой картина из коллекции Днепровского художественного музея. А нашлась – за океаном, откуда вскоре прибудет в Украину.