Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
16 апреля
Загрузить еще

Синдром 7 сентября: как настроить ребенка на учебу

Синдром 7 сентября: как настроить ребенка на учебу
Фото: Фото: Евгения ГУСЕВА

Ваш ребенок любит ходить в школу не только 1 сентября? Поздравляем, вам повезло. У большинства все не так. Радость от встречи с друзьями-одноклассниками резко сменяется тоской по каникулам, еще с месяц дети "въезжают" в школьный режим. Зачастую это сопровождается постоянным плохим настроением, а иногда и настоящими истериками. Как быть? Мы попросили специалистов дать несколько советов.

Не грузите, дайте поиграть

Даже у самых мотивированных детей примерно через неделю наступает спад интереса к учебе. А некоторые ухитряются заболеть, несмотря на то что все лето отдыхали и объедались витаминами прямо с грядки. Психологи так и называют это явление - синдром 7 сентября.

- Родители часто усугубляют ситуацию, когда нагружают детей еще и дополнительными занятиями, - объясняет детский психиатр Анна Портнова. - Но детям, особенно в начальных классах и даже в средних, нужно играть и баловаться. Им тяжело сидеть за партой пять дней в неделю и молчать, когда учитель говорит. Вот дети и капризничают, а некоторые даже заболевают - психосоматика.

Врачи советуют переводить ребенка на рабочий режим постепенно. Хотя бы за неделю до начала занятий пора привыкать вставать по будильнику, в идеале делать утреннюю зарядку, а вечерами перестать засиживаться за играми. И постараться отложить кружки и секции хотя бы на месяц - хотя записаться в них стоит заранее, пока есть свободные места.

Не критика, а "работа над ошибками"

Хорошо в детском саду - там оценок не ставят! Замечания и критика учителей, а тем более родителей, сильно расстраивают ребенка. Особенно если речь идет о младшеклассниках. Какая уж тут любовь к учебе.

- Нужно всегда говорить ребенку, что он самый лучший, - советует детский психолог Ольга Анищенкова. - Когда вы хотите обратить внимание на какие-то замечания учителей, плохую оценку и т. д., надо говорить примерно так: "Ты у нас замечательный (или замечательная), но вот поведение хромает…" И тогда можно провести работу над ошибками - как надо вести себя правильно и что надо было сделать по-другому.

Ругать детей не стоит - ума им это не прибавит. Когда на ребенка кричат или высказывают ему что-то, он начинает нервничать, и в его организме вырабатывается гормон стресса кортизол. Этот гормон не позволяет сосредоточиться и мешает запоминанию. В общем, блокирует весь процесс обучения. Так что хотите, чтобы ребенок был отличником, - не общайтесь с ним на повышенных тонах.

Внимание, травля!

- Зачастую первая реакция родителей - не вмешиваться, чтобы ребенка не сочли неудачником, мол, должен сам дать отпор. Максимум - общие слова о том, что надо уметь постоять за себя, - говорит Ольга Анищенкова. - Но травля - это та проблема, решить которую обязаны именно родители и школа. И дети, которые ее устроили, должны понять, что будут нести ответственность за это.

Важно дать ребенку понять, что он находится под вашей защитой, чтобы он не чувствовал себя жертвой. Для этого иной раз достаточно просто пойти и поговорить с агрессорами. Главное - не оставаться в стороне. 

КСТАТИ

Первоклашке покажите собственные каракули

Первоклассника настроить на учебу проще всего, для него школа - это что-то новое и незнакомое, что будоражит любопытство. Родителям стоит рассказать ребенку о своей учебе, вспомнить какие-то интересные и забавные моменты, показать свои собственные дневники, тетради и фотографии. Ничего страшного, если ребенок увидит двойки и замечания - меньше будет переживать из-за собственных неудач. 

ВАЖНО

Что делать, если дитя хамит учителям? 

В начальной школе с этим проблем обычно нет - дети обожают свою первую учительницу, даже если она не самый простой в общении человек. А вот в более старшем возрасте с этим начинаются проблемы - ученики пробуют хамить. Зачастую травят педагогов. Просто из-за каких-то внешних особенностей и манеры говорить. Иногда получают отпор в виде плохих оценок и придирок. Возникает конфликт, учительский авторитет рушится. Понятно, что особой любви к школе такие "высокие" отношения не прибавляют.

Хамство сплошь и рядом у подростков. Часто оно сопровождается презрительным отношением из-за того, что "взрослые говорят одно, а делают другое". В учебниках - ни слова про самые важные вещи, про то, как стать успешным, богатым и любимым. Там "скукота, которая в жизни не пригодится".

Зачастую родители сразу становятся на сторону ребенка, не разобравшись в конфликте и даже не выслушав педагога. Это естественная защитная реакция. Но надо быть мудрее.

- Хамство по отношению к учителю - это сигнал для родителей: с ребенком не все в порядке, ему плохо, - говорит Ольга Анищенкова. - У ребенка возникает ощущение, словно его бросили в воду, а он не умеет плавать. Надо обсуждать с ним самые важные вопросы, делиться своим отношением к жизни. Тогда все постепенно устаканится и придет в норму. 

НА ЗАМЕТКУ

Упражнения для расслабления 

Вы сами когда-нибудь пробовали три часа неотрывно просиживать над каким-то рабочим делом? Едва ли. Обязательно придет в голову выйти покурить или попить кофе. Ребенок в младшей и средней школе физиологически не может вкалывать больше 15 - 20 минут подряд. Поэтому не умиляйтесь, когда ваша детка часами сидит за рабочим столом. Скорее всего, чадо ничего не делает. Или делает так медленно, что лучше бы и не делало вовсе. 

Не надо после уроков вашего школьника сразу же тащить в какую-то секцию, в кружок, на дополнительные занятия к репетитору. А потом еще вечером требовать выполнения домашки. 

Ученику нужно переключиться, отдохнуть. После обеда хорошо бы погулять. Ну хотя бы пусть переключится, дурака дома поваляет. Можно и посидеть за компьютером-смартфоном, поиграть, мультики посмотреть. Но договориться, что такое развлечение не затянется на два часа, - 20 - 30 минут достаточно. 

И обязательно делать перерывы во время выполнения домашнего задания: 15 - 20 минут работы - 10 - 15-минутная передышка. 

Для переключения можно использовать такой прием - дать ребенку что-нибудь нарисовать неведущей рукой, то есть не той, которой он обычно пишет. Если правша - левой, если левша - правой. У нас правая половина мозга отвечает за левую руку и наоборот. Таким образом происходит переключение: разгружается та половина мозга, которая была задействована для выполнения домашнего задания. И ребенок расслабляется. Что в это время он будет писать-рисовать, значения не имеет. 

Еще один вариант - пальцами пожонглировать ручкой или карандашом, пропуская его по всей руке, - так умельцы катают монетку. Включается мелкая моторика, мозг отдыхает.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как понять, готов ли ваш ребенок пойти в первый класс

Нужно ли грузить малыша развивайками и тестами "на гениальность".