Те, кто любит отдыхать на необитаемом, но красивом острове Джарылгач под Скадовском, маяк хорошо знают – это местная достопримечательность. Некогда один из важнейших маяков Черного моря, спроектированный и изготовленный Александром Гюставом Эйфелем, (тем самым, кому Париж обязан знаменитой башней), он давно находится в аварийном состоянии, и с каждым годом грозит рухнуть.
Чтобы сохранить его на острове, нужна не только реконструкция самого объекта, но и дорогостоящие работы (дороже самой реконструкции) по укреплению берега.
- Соленая морская вода и воздух буквально "съедают" маяк, - рассказал "КП в Украине" первый заместитель главы Скадовской райгосадминистрации Сергей Павленко. – Море подошло к маяку впритык. В прошлом году мы собственными силами укладывали вблизи него мешки с песком, чтобы немного сдержать процесс коррозии. Если поставить волнорез и перекрыть мощное крымское течение, которое проходит вдоль острова с запада на восток – можем потерять часть самого острова, его просто размоет.
Местные и районные власти Скадовска уже несколько лет пытаются решить проблему скадовской "эйфелевой башни". Однако все упирается в то, что объект находится на балансе государственного предприятия "Госгидрография", и чтобы передать его в имущество города – следует пройти не один круг бюрократического ада.
- Мы просили "Госгидрографию" передать маяк на баланс города, краеведческого музея, и дважды получали отказ, - говорит Сергей Николаевич. – Процедура усугубляется тем, что кроме самой конструкции потребуется еще и решить вопрос с земельным участком, на котором она стоит.
|
По словам Павленко, "Госгидрография" не выделяет никаких средств ни на реконструкцию, ни на ремонт маяка. Но винить предприятие не в чем, ведь оно не использует его по назначению, а историко-культурная ценность предприятие мало интересует.
- Для нас же это памятник архитектуры местного значения и мы всеми силами пытаемся его сохранить, - отмечает чиновник. – Херсонская обладминистрация уже обратилась к министру инфраструктуры Омеляну, которому подчиняется "Госгидрография" с просьбой посодействовать в передаче маяка в коммунальную собственность.
Только тогда, как утверждает Павленко, можно будет сохранить конструкцию. Еще один вариант сохранения маяка, который выносился на обсуждение и даже получил денежную оценку – перенести маяк вглубь острова. Сам "перенос" обойдется в 9,5 млн. гривен, такую смету предоставило предприятие, которое отреставрировало Одесский портовый маяк. Правда, сюда еще надо прибавить затраты на доставку на остров необходимой специальной техники, на сооружение специального причала.
Также можно перенести маяк в сам Скадовск, но это направление не одобряет инспекция по охране памятников истории и культуры Херсонской области.
Маяк на острове Джарылгач был установлен и введен в эксплуатацию в 1902 году. Его проектирование и строительство было осуществлено на средства помещика Сергея Балтазаровича Скадовского (основатель черноморского порта-города Скадовска в 1893 году). Спроектировал его Александр Гюстав Эйфель. Маяк Эйфеля, установленный на мощном железобетонном основании, представляет собой огромную полую трубу с ажурными конструкциями, внутри которой расположена металлическая винтовая лестница. Фонарное сооружение маяка увенчано крышей из меди. Высота конструкции - 24,4 м, видимость света составляла 14,8 миль. Свет был двух цветов — белого и красного, последний означал опасность. Маяк Эйфеля работал до 1997 года, а после был выведен из эксплуатации. Рядом с ним был построен новый.
Раньше маяк находился в 200 метрах от берега моря, ныне он находится у самой кромки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
За две недели жертвами ядовитых змей на Джарылгаче стало три человека, среди которых 10-летний ребенок.