16 ноября
Загрузить еще

Диалог не может проходить на фоне захваченных храмов

Диалог не может проходить на фоне захваченных храмов
Фото: Фото: сайт УПЦ

28 июля 2019 года в День крещения Руси Президент Украины Владимир Александрович Зеленский призвал к межконфессиональному диалогу с тем, чтобы вера объединяла, а не разделяла украинцев.

Это важные и необходимые слова, поскольку вот уже несколько лет религиозная сфера Украины пребывает в состоянии огромной турбулентности. Ее сотрясают разнообразные удары – как спланированные, так и вызванные эмоциями, которые подогреваются работой ряда недобросовестных СМИ. Речь идет о принятии "антицерковных" законов, деятельности т.н. черных регистраторов (сотрудников некоторых ОГА, которые на основании поддельных документов переводят общины УПЦ в другую юрисдикцию), информационных кампаниях против одной конкретной конфессии и многих других вещах, которые подрывают межконфессиональный и общественный мир.

Но даже на этом фоне особняком стоит такое вопиющее беззаконие, как масштабная и системная кампания по рейдерскому захвату храмов канонической Церкви.

В ее рамках наших верующих унижают, избивают, калечат, выбрасывая на улицу из тех храмов, которые они строили своими руками и в которые они вложили частичку своей души.

В некоторых случаях ситуация доходит до совершенно немыслимых пределов. Например, в июне в селе Постойное Ровенской области сторонники т.н. ПЦУ бросились с кулаками отбирать дом, в котором после захвата храма молились верующие нашей Церкви. По итогам развернувшегося побоища три женщины из общины УПЦ были госпитализированы.

И подобных случаев очень много. К сожалению, они происходят даже сейчас, когда старая власть ушла и появилась надежда на стабилизацию ситуации.

Конечно, мы не против диалога и не раз об этом публично заявляли. Но любой полноценный диалог может строиться только на доверии и отсутствии желания одной из сторон сломать своих оппонентов через колено.

Еще в 2015 году мы отрыто заявляли о том, что нельзя ратовать за примирение только на словах. Нужны конкретные дела, которые бы доказывали искренность слов представителей другого лагеря о желании наладить отношения. С нашей стороны было подчеркнуто, что первым важным шагом на данном пути мог бы стать возврат Украинской Православной Церкви всех захваченных у нее храмов.

К сожалению, наше обращение не было услышано. Более того, в последующем мы столкнулись с еще большим масштабом давлений и преследований.

На фоне этого говорить о каком-то полноценном диалоге весьма и весьма сложно. Тем более, что попытки новых рейдерских захватов все еще продолжаются.

Однако будем все же верить в лучшее. Наша совесть чиста – не мы, а у нас захватывают храмы. Не мы нарушаем чьи-то права, а наши верующие страдают из-за своей верности Богу. Не мы проливаем кровь и не мы провоцируем разжигание межконфессиональной розни.

Если прекратится попрание прав нашей пасты, если будет положен конец рейдерству, если нашей Церкви возвратят все захваченные у нее храмы, предпосылки для осуществления диалога обязательно появятся. Если же этого не произойдет, то любые хорошие слова о примирении так и останутся, к сожалению, всего лишь словами. Ведь, как сказал преподобный Нил Синайский, "никогда волк не беседовал дружески с овцою, а также немилосердый и ненасытный помысл не может быть в приязни с доброжелательством".