В центре столицы Украины есть улица Чигорина, лучшего шахматиста Российской империи конца IX - начала XX веков. К Киеву он имел отношение косвенное, за свою жизнь побывав всего два раза - в 1902 и 1903 годах. За что же такая честь - именная улица? Считается, что именно по его инициативе в городе прошел Третий всероссийский шахматный турнир, сделавший Киев, пусть на время, шахматной столицей империи.
В те годы старинная игра переживала пик популярности во всей Европе. Шахматы были не только престижным занятием, умение играть считалось признаком образованности, интеллигентности, солидности. Не обошел этот бум и Украину. Было у любителей "гимнастики для ума" и излюбленное место сбора - "Варшавская кофейня" на углу Крещатика и Лютеранской улиц.
Подшивки старых газет сохранили множество объявлений, подобных такому: "Не угодно ли, господа, пожаловать в кофейню "Варшавскую"! Здесь вы всегда сможете вкусно пообедать и интеллектуально отдохнуть. К вашим услугам свежие газеты и журналы. А если вы еще и любитель шахмат, то вас ожидает необычайно приятный сюрприз!" В одном из залов заведения посетителей ждали столики с шахматными досками и часами. Надо сказать, что этот зал никогда не пустовал. Именно здесь было принято решение об организации Киевского шахматного общества.
Практически сразу после образования общество угодило в громкий скандал. В те годы было модно публиковать в газетах результаты самых красивых партий. Члены кружка, редактировавшие шахматный раздел в одном из изданий, разместили описание игры известного местного шахматиста Федора Дуз-Хотимировского и князя Андрея Дадиани-Мигрельского (большого любителя и мецената игры). "За это "оскорбление" князь вызвал официально всех членов кружка на дуэль, оставшуюся, конечно, неосуществленной, а меня пытался завлечь на свою квартиру, чтобы избить", - писал в воспоминаниях Дуз-Хотимировский.
На этом дело не закончилось. Князь так разнервничался, что поссорился и с приехавшим с гастрольным туром Михаилом Чигориным. Ходили слухи, что за определенную сумму денег он договаривался с мастерами игры о "договорных партиях", а потом сам публиковал их результаты. С таким предложением якобы обратились и к чемпиону. Возмущенный Чигорин отказался. А Дадиани отказался финансировать турнир.
|
И все же в 1903 году соревнования состоялись. Для начала определились с помещением. Председатель Киевского шахматного общества граф Александр Плятер возглавлял также и городское общество велосипедистов-любителей. Им принадлежало здание на углу Крещатика и Лютеранской, где велосипедисты тренировались в зимнее время года. Именно тут развернули главную игровую площадку. Но полностью финансовую проблему это не решало.
Вопрос решили следующим образом. Каждый из участников внес вступительный взнос - 40 рублей. Продавали и входные билеты. Взрослым по 50 копеек, учащимся - по 20 копеек. Принимались благотворительные взносы. "Есть договоренность об издании партий Третьего всероссийского шахматного турнира. Пожертвовавшие не менее пяти рублей на устройство турнира получат бесплатно экземпляр сборника", - писалось в программном циркуляре. Такой взнос внесла и семья Алехиных, в том числе подрастающий Александр - будущий легендарный чемпион мира. В те годы он еще учился в гимназии, но участвовал в турнирах по переписке и считался подрастающим гением.
"Момент в истории развития шахмат тогда был интересный и важный: даже для малопосвященных результаты международных турниров рубежа столетия ясно указывали на медленный, правда, но неудержимый упадок творческой силы первого шахматного титана - М. И. Чигорина, и не было видно еще молодой смены", - писал он в воспоминаниях
И делает вывод: киевский турнир стал переломным, ведь появились такие игроки, как: "Поразительный в своем роде самородок, лодзинский купец Сальве; нелепобурный и интуитивно-глубокий, с проблесками подлинной гениальности киевлянин Дуз-Хотимирский; блестящий техник А. Рабинович; два "больших человека" в шахматах - молитвенно-углубленный Рубинштейн и полный неисчерпаемой энергии и молодого честолюбия Бернштейн. Наконец - представитель С.-Петербурга и предвозвестник короткого - слишком короткого "петербургского" периода русских шахмат - лицеист Зноско-Боровский".
|
Всего турнир собрал 19 мастеров игры: из Киева - 6, Петербурга - 5, Лодзи - 2, по одному из Вильны, Житомира, Риги, Костромы, Новохоперска Воронежской губернии, из Нижнетуринска Пермской губернии.
Соревнования начались 1 сентября. Игры проходили ежедневно, кроме чеверга и воскресенья. За доски спортсмены садились достаточно поздно - в шесть часов вечера, в 22.00 делалась 30-минутная пауза, а заканчивали играть в час ночи. Если же партии не успевали закончить, то они доигрывались в резервные дни - четверги. Турнир стал своеобразной битвой старого и нового. По сути - дуэлью между маститым Михаилом Чигориным и подрастающим талантом Осипом Бернштейном из Житомира. Чемпионом в итоге стал московский гость, а вот Бернштейн остался на второй ступеньке в турнирной таблице. Но в личной партии он смог победить Чигорина.
Призерам полагалась денежная премия. Победитель получил 500 рублей, второе место оценили в 350, а третье - в 275 рублей.
|
Не обошелся турнир и без громкого скандала. По ходу соревнований вручали дополнительные призы, например за самую красивую игру. 50 рублей за блестящую партию отдали Владимиру Юревичу из Санкт-Петербурга, одолевшему Сергея Лебедева из того же города. Среди участников тут же поползли слухи о том, что шахматисты придумали ход своего поединка, а деньги поделили между собой. Прямых доказательств не было, но всем было известно о приятельских отношениях Лебедева и Юревича. Несмотря на протесты, организаторы турнира давать ход делу не стали и выдали деньги Юревичу. Лишь позже сыгранную партию детально разложил по полочкам Чигорин и доказал - игра была срежиссирована.
Особенностью развития шахмат в нашей стране стало то, что шахматы пришли в народ через тюрьму. Казалось бы, при всей своей аристократичности… Многие участники киевского турнира в разное время оказывались за решеткой. Например, третий призер Владимир Юревич. Летом 1907 года он был арестован в Киеве, а в начале октября умер в Лукьяновской тюрьме.
Другой киевский шахматист - Федор Дуз-Хотимировский был арестован во время митинга у ратуши. "Небольшая комната предварительного заключения была забита арестованными до отказа. Негде было ни лечь, ни сесть. Нас держали без воздуха и сна. Наконец нас распределили по камерам. В камере №1 было двенадцать человек. Чтобы отвлечь заключенных от мрачных мыслей, я стал обучать их шахматной игре. Шахматы мы вылепили из хлеба. Был проведен турнир-чемпионат камеры №1", - писал он в воспоминаниях.
Получилось так, что в быт простого советского человека игра пришла не как признак равенства, а скорее как часть пенитенциарной культуры, пришедшей с новыми властями, многие из которых прошли годы тюрем и ссылок.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Самые старые шахматные фигуры, которые были найдены в наших краях, датированы XI-XII веками. А первое упоминание об этой игре встречается в "Кормчей книге" 1262 года в… перечне запрещенных занятий.