В родном городе его знают как активного общественника, КВНщика, коллекционера, журналиста и "деда Мороза", а с недавних пор - еще и организатора местного винного фестиваля "Боже ллє".
На фестивале Александр Шемет удивляет своими уникальными винами: и малиновое, и калиновое, и черешневое, и даже из одуванчиков и томатов. Для него это не просто напиток, а целая философия.
- Лет пятнадцать назад старший брат Слава подарил мне несколько веток виноградной лозы, которые уже пустили "усики", - рассказывает историю своего пути к собственному вину Александр. – Столько жажды жизни было в этой лозе, что я прорубил ломом дыру в земле и засунул туда черенки. Полил и сказал: "Хочешь? – Расти!". А через два года уже собирал первые гроздья винограда. Еще через год встал вопрос: как поступить с урожаем. На выручку пришел сосед, который угостил вином из вишни и поделился своим опытом.
Первое сделанное собственными руками вино оказалось вкусным, и с тех пор Шемет не перестает экспериментировать, используя в качестве сырья все, что растет в саду и на огороде. Одно время в погребе хранились до 40 различных видов вин. Рецепты искал в интернете: собирал информацию, изучал, осмысливал. Однажды прочел о канадце, который сделал вино из томатов. Решил: "табуретовка" Остапа Бендера вполне реальна.
Экспериментатор поясняет: если цель виноделия – алкоголь, то его можно "добывать" из всего, что бродит. Другое дело, когда цель – вкусный напиток, тогда следует брать во внимание набор важных приоритетов. Если вино из винограда, то играет роль и урожайность, и вкусовая палитра сортов, и их дозревание, и технология обработки виноматериала.
- Большинство вин из фруктов и ягод нестойкие и имеют срок хранения 2-3 года, - говорит винодел. – В них мало танинов – элементов структуры вкуса вина. Поэтому, например, вино из черешни, груши или абрикоса я рекомендую выпивать сразу после брожения.
Шемет не классифицирует свои вина как "сухие, десертные, крепкие". Для него они просто домашние, содержат сахар - 5-10%, и "градус" - 9-12%. Нет у винодела и лучшего вина.
- Это как сказать, какой из ваших детей – лучший, - рассуждает Александр. – Есть вина, которые нравятся всем – из черной смородины и малины. Вино из лепестков роз я называю "бабоукладчиком" - на него падки женщины. Очень популярно вино из вишни, черемухи и ежевики. Вином из бузины можно рисовать, а вино из шелковицы считается лечебным. Есть вина "интересные": из одуванчиков и томатов. Их попробуют, но потом предпочтут пить все же малиновое.
Винничанин считает, что научить делать вино можно и медведя. Да только действительно отдаваться процессу виноделия будет тот, у кого есть желание и вдохновение.
- У домашнего вина своя философия, - улыбается Шемет. – Для меня оно живое и каждый день разное. Оно как женщина, настроение которой никогда не угадаешь.
Именно для любимой супруги Александр и делает вино, поскольку сам – диабетик, и этот напиток для него табу. А еще верит в то, что именно европейская культура потребления вина может спасти нашу страну от бытового пьянства. Поэтому и популяризует свое вино и философский подход к его изготовлению.
Собираете лепестки чайной розы (шиповника). Отбрасываете все зеленое и утрамбовываете в трехлитровую банку. Заливаете горячей водой (50-60 градусов) на пять шестых банки. Накрываете марлей.
Каждый день в течение 5 дней размешиваете воду с лепестками. Через марлю переливаете в другую банку. Настой из остатков лепестков выжимаете туда же.
В готовом настое разводите 700 грамм сахара, добавляете половину столовой ложки - ложку изюма. Выдавливаете лимон. Ставите водяной затвор так, чтоб в банке на несколько пальцев был воздух. Помещаете банку в теплое, но не солнечное место.
В процессе брожения периодично встряхиваете банку. После того, как перестают выделяться газы (1,5-2 месяца), сливаете вино с осадка. Пробуете его на вкус, корректируете сладость.
Переливаете в бутылки так, чтобы было как можно меньше воздуха, относите в погреб на 1-3 месяца. Хотя можно выпить и сразу.
|