Этим летом исполняется 105 лет со дня начала Первой мировой. Историки называют ее "последней рыцарской" войной, когда в отношении противника хоть немного сохранялись традиции рыцарского благородства и воинского великодушия. Погибших вначале достойно хоронили, даже устанавливали надгробия, а солдаты в глубоком тылу делились с врагом куском хлеба.
Высоких моральных качеств, правда, хватило ненадолго – ровно до того момента, как начали применять газовые атаки и на поле боя выехали первые танки. Солдаты превратились в безликое пушечное мясо, закончилась романтическая эпоха - Первая мировая показала звериный оскал убийцы, присущий любой войне.
Поляки, дедам которых приходилось собирать погибших в 1914-1915 годах, пересказывают их истории о том, мол, телег с трупами было столько, что иногда на шоссе надо было ждать в очередях два-три дня. Хоронили солдат без одежды и, как правило, возле того места, где они были убиты. Только по официальным данным в русскую армию было мобилизовано почти 16 миллионов человек, из которых домой не вернулось около миллиона, еще три с половиной человек попали в плен.
Могилы погибших остались разбросанными по всей Европе, некоторые в лесах, некоторые на частных подворьях или фермерских угодьях.
Украинские поисковики отправились в очередную международную экспедицию, на этот раз в Латвию, чтобы перезахоронить бойцов, как и полагается, с почестями. Многие неучтенные и потерянные захоронения удалось найти благодаря архивам. Теперь их перенесут из леса в другое место, чтобы по останкам не топтались грибники, охотники и лесорубы.
- Такое решение было принято властями Латвии, - объяснила волонтер ОО "Союз "Народная память" Виктория Симкина. – Работать пришлось на частных землях по письменному разрешению, время выделили ограниченное.
Каждый день членам экспедиции удавалось поднимать в среднем два десятка погибших солдат, а вместе с ними и вещи, частички прошлого, которые пролежали в земле целое столетие.
В одном из захоронений возле останков оказалось два крестика – золотой и медный. Один солдат, скорее всего, был из богатой семьи, другой из бедной, но оба воевали плечом к плечу. На одном бойце разглядели жилет из собачьей шерсти, связанный мамой или любимой девушкой перед отправлением на фронт. Родные, видимо, знали, что парень либо мерз, либо маялся со спиной.
Очень растрогало поисковиков скромное обручальное кольцо, найденное в кармане одного из павших. Возможно, он носил его как оберег, а дома ждала любящая жена и дети. А может только собирался сделать предложение своей ненаглядной, когда закончится война.
- Вот так эксгумируешь бойца, внимательно все осматриваешь и невольно представляешь какой он был, чем жил, как жил, - говорит Виктория Симкина. - Практически все тела были в сапогах, кроме одного. И нижние части его ног мы не нашли. Оторвало, наверное...
Долго рассматривали волонтеры и диковинную бутылку с неизвестной жидкостью. Ею, как позже оказалось, спасались от газовых атак – смачивали платок и прикладывали к лицу. Говорят, что это мог быть раствор соды.
И уж совсем неожиданная находка – медаль "За Отвагу" солдата, который воевал во Вторую мировую войну и, встретив день Победы, вернулся домой живым. Награду младший сержант Борис Лапунов получил в январе 1945 и потерял где-то на поле боя. Его родственники живут в Скадовске и вскоре получат утерянную дедом медаль.
Как говорит Виктория, все дни экспедиции в лесах было огромное количество бабочек. Они появлялись как только поисковики вскрывали останки. А потом так же неожиданно исчезали, словно души умерших, которые наконец обрели покой.