18 марта

Ученые предупреждают: в будущем на Земле не останется насекомых

Фото: Фото: Фотобанк Лори

Франциско Санчес-Байо из Университета Сиднея и его коллега Крис Викхайс из Китайской академии сельскохозяйственных наук проанализировали результаты нескольких десятков исследований, авторы которых изучали жизнь насекомых. И обнаружили, что жизнь эта чахнет с катастрофической скоростью. Насекомых становится все меньше и меньше. С каждым годом их масса сокращается на 2,5 процента.

"Потери шокируют, - пишут авторы в журнале Biological Conservation. - Через 10 лет у нас будет на четверть меньше насекомых, через 50 лет останется только половина, а через 100 лет они и вовсе исчезнут. Последствия ожидаются катастрофические. Ведь насекомые - основа земной экосистемы".

Ученые предрекают цепную реакцию: исчезнут насекомые, умрут с голоду животные, которые ими питаются, - рептилии, земноводные, птицы. Погибнут растения - некому будет их опылять. За растениями последуют травоядные, за травоядными - хищники. Так все и вымрут вслед за насекомыми - и люди в том числе, поскольку им тоже будет нечем питаться.

Сейчас сокращается число всех насекомых. Но быстрее других исчезают чешуекрылые, то есть бабочки. Дефицитными становятся всякие мотыльки, навозные жуки. Все меньше и меньше перепончатокрылых - пчел, ос и шмелей, а также муравьев. К примеру, в одном из исследований (из числа тех, которые проанализировали Санчес-Байо и Крис Викхайс) подмечено, что с 2000 года количество бабочек в фермерских регионах Великобритании сократилось почти на 60 процентов.

Феномен лобового стекла

Ученые возлагают вину отнюдь не на изменение климата, как можно было бы предположить. Мол, не это главное. Насекомых губят люди - наши города, сети дорог и сельское хозяйство, которое становится год от года интенсивнее. Возделываемые угодья отнимают у насекомых естественную среду обитания, а пестициды и удобрения просто убивают. Убивают не только вредителей, а всех подряд.

Рецепта спасения у исследователей нет. Они лишь предлагают притормозить урбанизацию и пересмотреть подходы к ведению сельского хозяйства.

Кстати, нынешние "вестники апокалипсиса" далеко не первые. Тревогу били и до них.

В 2018 году американские ученые указали на то, что заметно снизилось количество насекомых в тропических лесах - например, в национальном заповеднике Эль-Юнке (Пуэрто-Рико). Там сократилось и число насекомоядных животных.

В мае 2017 года авторитетный научный журнал Science Mag опубликовал статью под заголовком "Куда подевались все насекомые?". Речь шла об исследовании, которое провели немецкие энтузиасты. Они ловили насекомых в ловушки. Удача сопутствовала им в 60 раз реже, чем их коллегам 40 лет назад. Из чего ловцы сделали вывод: количество насекомых и в самом деле сократилось. Ловить же немцы стали после того, как прислушались к водителям, которые уверяли: лобовые стекла автомобилей ныне остаются практически чистыми даже в быстрых загородных поездках. А когда-то были сплошь заляпанными, приходилось усиленно отмывать их от останков всяких мушек, жучков и мотыльков. Водители покупали специальные чистящие жидкости. Теперь они не нужны. Грязь всякая есть, а останков насекомых нет. "Феномен лобового стекла" - так назвали энтомологи ситуацию. С природой творится что-то неладное.

Не только мухи, жучки и паучки

Сокращение числа насекомых может быть частью более масштабного процесса - массового вымирания живых существ вообще. Шестого по счету. О том, что он начался, заявили американские ученые из Принстонского, Стэнфордского, Калифорнийского университетов и их мексиканские коллеги из Национального автономного университета Мехико. Они, что называется, осмотрелись, ужаснулись и подготовили соответствующий доклад. В 2015 году он был опубликован в журнале Science Advances.

Как рассказывал один из руководителей исследования профессор-эколог Пол Эрлих, с 1500 года наш мир безвозвратно покинули 320 видов позвоночных.

Раньше раз в 100 лет уходили в ­небытие от силы два вида млекопитающих, ныне скорость исчезновения увеличилась почти в 100 раз. И приближается к той, с которой виды вымирали 66 миллионов лет назад, когда земля рассталась с динозаврами.

Кстати

Нам одной планеты мало

Который год тревогу бьет Всемирный фонд дикой природы (WWF). В своем очередном докладе о состоянии биоресурсов Земли он сообщил, что эти ресурсы за 40 последних лет сократились примерно на треть. Иными словами, треть нашей планеты мы уже употребили на свои нужды - съели и переварили, сожгли, вырубили, отравили. Причем скорость употребления за отчетный период возросла в два раза.

Наиболее расточительно, по мнению природоведов, живут Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Дания, США, Бельгия, Австралия, Канада, Нидерланды и Ирландия. Если бы все так жили, то для дальнейшего существования человечеству потребовалось еще пять таких планет, как наша.

- Жалко, что вы вымерли! Фото: Архив "КП"

Справка "КП"

Иных уж нет...

Ученые выделяют пять массовых вымираний.

1. Ордовикско-силу­рийское: 450 миллионов лет назад исчезли 60 процентов обитавших тогда беспозвоночных. Предположительная причина - движение суперконтинента Гондвана, повлекшее за собой похолодание и падение уровня воды в Мировом океане.

2. Девонское: 370 миллионов лет назад погибла половина морских животных. Предположительная причина - отравление воды продуктами вулканической деятельности.

3. Пермское (великое) вымирание: 250 миллионов лет назад погибли 96 процентов морских видов животных и 70 процентов наземных. Вероятная причина - извержения огромного числа вулканов разом.

4. Триасовое: 200 миллионов лет назад погибла половина животных, включая большинство архозавров - предшественников динозавров. Вероятная причина - некие климатические изменения.

5. Мел-палеогено­вое: 66 миллионов лет назад вымерли динозавры. Кто их погубил, точно неизвестно. Может быть, все те же вулканы или астероиды.

Все пять "главных" вымираний случились в силу естественных причин. Шестое, по мнению биологов, мы спровоцировали сами.

Пять предыдущих бед, к счастью, не привели к тому, что жизнь на нашей планете исчезла. Каждый раз наша живность возрождалась. На это уходили миллионы лет, но планета оставалась обитаемой. Хотя "население" порой менялось до неузнава­емости.

Каков будет итог нынешнего, шестого вымирания? Можем и не узнать, если будем продолжать в том же духе. Итог подведут представители какого-нибудь другого вида - более разумного, который сменит нас на Земле.