Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Перевал Дятлова и корабль-призрак "Мария Целеста": что их связывает?

Перевал Дятлова и корабль-призрак
Фото: Фото: Фонд памяти группы Дятлова

Тайны перевала Дятлова и "Марии Целесты" - одного масштаба. По словам знатоков, обе истории напоминают детективные сериалы: то и дело возникают вроде бы вполне здравые версии. Но каждый раз находятся аргументы, которые их опровергают. Только это далеко не все, что связывает две, казалось бы, совершенно разные трагедии. 

Десять несчастных

Напомню: 23 января 1959 года десять студентов, включая руководителя группы пятикурсника Игоря Дятлова, отправились на лыжах в североуральские горы. Туристы планировали 12 февраля добраться до поселка Вижай, чтобы оттуда телеграфировать о завершении похода. Но не добрались. Предположительно 2 февраля они все погибли в районе горы Холатчахль (Гора мертвецов), на склоне которой установили палатку. В живых остался лишь один человек из группы - Юрий Юдин. Он заболел и вернулся еще 28 января, до того как его товарищи отправились к перевалу.

Примерно через месяц - то ли 25, то ли 26 февраля - палатку нашла поисковая группа. Ни живых, ни мертвых в ней не было. 

Четыре трупа были обнаружены почти сразу - самого Дятлова и трех других студентов. Двое лежали у края леса примерно в полутора километрах от палатки вниз по склону. Тело Дятлова находилось в 300 метрах от первых двух вверх по склону, еще одно - примерно на 300 метров выше. Остальные трупы нашли лишь к маю. Некоторые лежали в ручье, а одна из мертвых студенток словно сидела в нем.

***

5 ноября 1872 года бригантина "Мария Целеста" вышла из Нью-Йорка (США) в Геную (Италия) с грузом спирта (1701 бочка). На борту, помимо капитана Бенджамина Бриггса, находились 7 членов экипажа, жена Бриггса и их дочь София (2 годика). Итого 10 человек, включая двух особ женского пола. Совпадение... И в группе Дятлова были две девушки. 

Как и палатку дятловцев, бригантину заметили спустя почти месяц. То ли 4, то ли 5 декабря. Увидели в 400 милях от Гибралтара с брига "Деи Грация" ("Божья Слава"). Судном командовал капитан Дэвид Морхауз. На "Марии Целесте", которая шла навстречу бригу, никого не было - ни живых, ни мертвых. 

Вот тут и возникает главная общая загадка, которая роднит две истории. А именно: что вынудило людей в одном случае покинуть палатку, а в другом - парусник?

Палатка, покинутая туристами. В таком виде ее нашли.

Обстоятельства непреодолимой силы

Туристы оставили палатку спешно. Что называется, вдруг. Но организованно. Уходили все разом плотной группой. О чем свидетельствуют строки из официального документа - "Постановления о прекращении уголовного дела": 

"Расположение и наличие предметов в палатке (почти вся обувь, вся верхняя одежда, личные вещи и дневники) свидетельствовали о том, что палатка была оставлена внезапно одновременно всеми туристами, причем, как установлено в последующем криминалистической экспертизой, подветренная сторона палатки, куда туристы ­располагались головами, оказалась разрезана изнутри в двух местах, на участках, обеспечивающих свободный выход человека через эти разрезы. 

Ниже палатки, на протяжении до 500 метров на снегу сохранились следы людей, идущих от палатки в долину и в лес. Следы хорошо сохранились, и их насчитывалось 8 - 9 пар. Дорожки следов располагались близко одна к другой, сходились и вновь расходились недалеко одна от другой..." 

В итоге, прекращая уголовное дело, следователи записали: "...причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии".

***

Нечто - видимо, столь же непреодолимое, заставило оставить и "Марию Целесту". Тоже внезапно, поспешно и дружно. Похоже, что все зачем-то сели в шлюпку, которая имелась на борту, и какое-то время следовали на ней за парусником - к его корме был привязан канат, который использовался для крепления снастей. Но шлюпка исчезла. Равно как и люди, которые, возможно, были в ней. 

Бригантина "Мария Целеста" и... Фото: wikipedia.org

Набор загадок

В обеих трагедиях полно необъяснимого. Например, осмотр следов дятловцев, покидавших палатку, показал, что "некоторые из них почти босой ногой оставлены" (например, в одном х/б носке), другие имели "типичное отображение валенка"... 

Туристы устроили настил на опушке леса, набросали лапника, развели костер, наломали для него веток. А потом зачем-то пошли к палатке. По пути замерзли. Но не все погибли от холода. У одной из девушек обнаружили "обширное кровоизлияние в правый желудочек сердца и множественный двусторонний перелом ребер". У одного из юношей - "множественный перелом ребер с внутренним кровоизлиянием в плевральную полость", у другого - "закрытый многооскольчатый вдавленный перелом в области свода и основания черепа". 

Повреждения были "причинены воздействием большой силы", отметили эксперты. Но вопрос, что это была за сила, так и остался без ответа.

***

"Мария Целеста" почти не имела повреждений. Разве что створки носового люка были сорваны с петель и валялись на палубе. Крышки остальных люков - тех, что вели в трюм, - были просто открыты. Кормовая надстройка, в которой находилась каюта капитана, была накрыта брезентом, а ее окна заколочены досками. 

В капитанской каюте лежали нетронутыми шкатулка с драгоценностями и пачка денег. Жена капитана, перед тем как покинуть парусник, шила. На столе стояла швейная машинка с незаконченной работой. На машинке - масленка. Она упала бы на пол, если бы "Мария Целеста" попала в шторм. По полу были разбросаны лишь игрушки капитанской дочки. 

Люди оставили на судне все съестные припасы и личные вещи. Матросы даже не взяли свои курительные трубки. Они лежали в кубрике. Однако секстант - прибор, необходимый для определения координат, и хронометр найдены не были. Корабельный компас оказался поврежден - будто бы его пытались безуспешно выломать из места крепления. Что подкрепляет версию о том, что люди спешно переместились на шлюпку. 

... ее капитан Бенджамин Бриггс. Фото: wikipedia.org

Ничего криминального? 

Прокуратура не нашла ничего криминального в трагедии на перевале Дятлова. Наиболее вероятными ведомство считают три версии. Все природные: лавина, "снежная доска" - эдакий твердый наст, который мог сползти со склона горы, и ураган. Но альтернативных гипотез несравненно больше. По свидетельству прокуратуры, за 60 лет их набралось аж 75 штук. Включая самые экзотические. Тут и воздействие психотронного оружия, и взорвавшаяся ракета, и инфразвук. Авторы некоторых версий винят в гибели туристов снежных людей и пришельцев из космоса.

***

Предположения о том, что и трагедия "Марии Целесты" не обошлась без инопланетян-похитителей или инфразвука, внушающего панический ужас, тоже имеются. Снежных людей сюда не приплетают, понимая, что в океане они не водятся. Но возлагают вину на их "коллег" - русалок, гигантских осьминогов, кальмаров и морских змеев. 

Следствие по делу об исчезновении людей с бригантины шло более трех месяцев. Его вела специальная комиссия Британского адмиралтейства при содействии Скотленд-Ярда. Судно в это время находилось на британской территории - в Гибралтаре, куда его привели матросы с "Деи Грации". 

Тайну следователи не разгадали - сдались. Как и их коллеги из будущего, которые спустя почти 90 лет пытались разобраться в причинах трагедии на перевале Дятлова. Но какой-либо криминал британцы тоже исключили. 

В итоге "Марию Целесту" возвратили владельцу, бочки со спиртом доставили адресату в Геную, а Дэвид Морхауз - капитан "Деи Грациа" - получил вознаграждение за спасение бригантины и ее груза. Ему выдали 1700 фунтов стерлингов - большие по тем временам деньги. Что через много лет стало основанием для появления версии о мошенничестве. Мол, два капитана, которые были хорошо знакомы (а это правда), инсценировали трагедию, максимально ее запутав странными подробностями. На самом же деле они заранее замыслили, что "Деи Грация" якобы случайно наткнется на опустевшую "Марию Целесту" и "спасет" ее. Люди пересели в шлюпку, рассчитывая добраться до Азорских островов, до которых было около 6 миль. Чтобы там отсидеться. Но по каким-то причинам шлюпка затонула. 

Никакой аналогии с трагедией на перевале Дятлова тут нет: студенты-туристы, конечно, ничего не инсценировали. А вот некие хитроумные убийцы, которые, возможно, и погубили дятловцев, вполне были способны дополнить место происшествия загадочными подробностями, чтобы сбить следствие с толку. 

Итого

Версии, считающиеся наиболее правдоподобными 

"Мария Целеста": к наиболее правдоподобным относят так называемую гипотезу Кобба - о вредоносном влиянии спирта на экипаж бригантины. Конечно, предположения о том, что матросы перепились и наделали глупостей, появились почти сразу. Тем более что одна из бочек оказалась неполной. Но дальний родственник капитана Бриггса по фамилии Кобб, который обнародовал свою версию в 1940 году, считал, что людей с судна "выгнали" пары спирта, выделявшиеся из не совсем герметичных бочек. Смешавшись с воздухом, они образовали взрывоопасную смесь. Смесь и взорвалась, сорвав крышку носового люка. 

Опасаясь более мощного взрыва и пожара, люди пересели в шлюпку, привязав ее к бригантине канатом. Отошли примерно на сотню метров - на длину каната. Возможно, они планировали добраться до одного из Азорских островов, до которого было около 6 миль. Или предполагали, что побудут "на свежем воздухе" какое-то время, пока пары спирта не улетучатся через открытые люки. Но налетевший ветер подхватил парусник, канат оборвался, и тяжелая шлюпка осталась на месте. "Мария Целеста" самостоятельно направилась на восток, а шлюпку с людьми потопили волны. 

***

Перевал Дятлова: недавно тут побывали шведские ученые. Установили палатку в том же месте, что и дятловцы. Переночевав в ней, выдвинули свою версию. И теперь уверяют, что именно она самая правдоподобная. 

По словам Ричарда Хольмгрена, руководителя шведской экспедиции, туристов накрыла необычайно сильная буря. Исследователи считают: туристы опасались, что ветер сдует палатку и они понесутся в ней по склону. Поэтому выбрались наружу и пошли вниз к лесу. И замерзли - ведь, как сообщают шведы, мороз был под 50 градусов. А травмы появились уже после смерти - от воздействия тяжелых слоев снега. 

Новости по теме: перевал Дятлова