На борту находились больше 2000 человек. В ночь на 15 апреля корабль столкнулся с айсбергом и пошел ко дну. Шлюпок не хватило даже на половину пассажиров, только 712 человек смогли спастись. Крушение "Титаника" стало самой громкой морской катастрофой в истории человечества, которая до сих пор окутана тайнами и загадками. Про одни из них пишут книги и снимают фильмы, про другие известно до обидного мало. Практически забытым спустя столетие стал и подвиг отставного офицера Михаила Жадовского.
20 апреля 1912-го в "Ведомостях" вышла статья о потомственном дворянине, офицере в отставке Михаиле Жадовском. Сообщалось, что на "Титанике" он служил главным кассиром.
Когда началась паника, место в спасательной шлюпке стало единственным желанием богатых пассажиров. Но они оказались в ситуации, когда деньги не могли ничем помочь.
"Миллионеры предлагали баснословные суммы за место в спасательной лодке. Из-за этих мест дрались, сталкивали друг друга в воду, веслами разбивали головы", - описывали газеты события трагической ночи.
Жадовскому место в шлюпке полагалось по должности - он должен был спасать кассу. Но дворянин передал сейф одному из матросов, сказав:
- Мне уже 68 лет. Я останусь вместе с капитаном. Деньги и без меня будут переданы по назначению.
А вскоре сыну Жадовского в Петербург придет телеграмма от француженки Жозефины де ла Тур. Она расскажет, что Михаил Михайлович уступил ей свое место в шлюпке, вложив в руку записку с адресом своих родственников. Им Жозефина и написала о последних минутах жизни офицера. По ее словам, Жадовский помогал усаживать в лодки женщин и детей, а последние покинувшие пароход пассажиры видели его у бортика, стоящего с трубкой в руке.
Как удалось выяснить, Михаил Жадовский родился 8 сентября 1856 г. в семье потомственных дворян Нижегородской губернии. Его дед - Никита Жадовский - генерал-майор, участвовавший в войне с Наполеоном. Как и дед, Михаил стал военным. Окончил Нижегородскую военную гимназию, затем - Константиновское училище. Служил в лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской фамилии батальоне. Во время войны с Турцией удостоился нескольких наград, в том числе ордена Святой Анны 4-й степени "За храбрость". В 1881 году Жадовский вышел в отставку в звании гвардии капитана.
Дальше нить судьбы Михаила Жадовского теряется во времени. Уже после крушения "Титаника" в "Петербургской газете" пишут, что в последние годы бывший офицер разорился и занимался составлением родословной дворянских фамилий. Якобы хотел составить особый альманах-гербовник.
Прожить, изучая историю дворянских родов, было невозможно. Именно поэтому он выступал поручителем для многих известных семей, помогая им решить различного рода проблемы, - например, трудоустройства. "В последнее время Жадовский занимался делами своей поручительницы Набоковой. Осенью 1911 г. в Париже он познакомился с директором сообщества пароходов White Star Line, которому и принадлежал "Титаник". На этом пароходе Жадовский отправился в Нью-Йорк на службу, - писала "Петербургская газета".
Уже после крушения "Титаника" в компании White Star Line попытались оценить хотя бы примерную стоимость потерянных драгоценностей, которые везли с собой состоятельные пассажиры. Насчитали 250 миллионов долларов.
"На пароме погиб груз бриллиантов стоимостью 180 тысяч рублей, который пересылала ювелирная фирма из Европы в Нью-Йорк. Только одной миллионерше, мисс Веденерь, посчастливилось, и она смогла спастись и спасти редкое жемчужное ожерелье, оцененное ею в полтора миллиона рублей", - писала "Петербургская газета".
Для безопасности мисс Веденерь никогда не снимала ожерелье с шеи. "Благодаря этому обстоятельству госпожа Веденерь и спасла свое ожерелье, иначе в панике она бы забыла его захватить, - писали журналисты. - Охранники мисс погибли".