Многочисленные художники, веками изображавшие распятого Иисуса Христа, ошибались. Уже вторая археологическая находка свидетельствует: гвозди, которыми палачи приколотили тело Спасителя к кресту, расположены на живописных полотнах не в тех местах, где они должны быть. Ступни распятым пробивали не в районе плюсневых или предплюсневых костей, как это изображено практических у всех. На самом деле ноги крепили одним гвоздем, проходившим сквозь обе пятки - точнее, обе пяточные кости. Характерные повреждения именно в этих местах имеются на обнаруженных останках - на костях людей, погибших на крестах в начале первого века нашей эры. В это время как раз и был казнен Иисус Христос.
Первое материальное подтверждение того, что распятие как казнь - жестокая и мучительная - действительно существовало, было получено лишь в 1968 году. Тогда в одном из захоронений в Иерусалиме археологи нашли две пяточные кости, скрепленные железным гвоздем, на котором сохранился кусочек древесины. Гвоздь был примерно 18-сантиметровым, кусочек дерева - 2-сантиметровым. В 1985 году находку детально описал ныне покойный греческий археолог Василиос Цаферис в журнале Biblical Archaeology Review в статье под названием "Распятие - археологическое свидетельство".
По мнению Цафериса, пробитые гвоздем кости принадлежали знатному еврею возрастом около 25 лет, которого распяли за какое-то политическое преступление. То есть за измену Риму.
И вот затем в журнале Archaeological and Anthropological Sciences появилось описание второй аналогичной находки - по сути, второго материального подтверждения реальности распятия. Группа итальянских ученых из Флорентийского и Феррарского университетов доложила о результатах исследования скелета, обнаруженного на севере Италии, в 60 километрах от Венеции, во время раскопок 2006 - 2007 годов.
Скелет принадлежал мужчине возрастом чуть больше 30 лет, погибшему и захороненному примерно 2 тысячи лет назад. У него пробита одна пятка - правая. Пробита насквозь - примерно так же, как и у жертвы политических репрессий из Иерусалима. Гвоздя, правда, не было. Но археологи, исследовав отверстия - входное диаметром 9 миллиметров и выходное диаметром 6,5 миллиметра, все же рискнули предположить, что и итальянец был распят. Но его почему-то зафиксировали лишь за одну пятку. Характер повреждения кости свидетельствовал о том, что она была приколочена к некой твердой поверхности.
Гвоздь из Иерусалима имел прямоугольное сечение, венецианский - овальное. Археологи уверяют, что именно такой "крепеж" и был распространен в тех местах около 2 тысяч лет назад.
|
Итальянские археологи уверяют, что их скелет имел характерные для распятых повреждения и на руках. Руки были прибиты гвоздями, протыкавшими запястья. А что на картинах? Живописцы - опять же массово - изображают распятого Иисуса Христа с пробитыми ладонями. То есть и тут ошибаются.
То, что человек, приколоченный к кресту за ладони, долго не провесит, доказал еще в 1931 году французский хирург Пьер Барбе. Он экспериментировал с благословения Ватикана и выяснил: под тяжестью тела ладони очень скоро порвутся. А вот запястья в этом смысле гораздо крепче.
Понадобилось несколько десятилетий, чтобы медицинскому открытию нашлось хотя бы одно археологическое свидетельство - тот самый скелет с дырками в пятке и запястьях, исследованный итальянцами - потомками древних римлян.
Кстати, еще Василиос Цаферис, описавший первого распятого, снял с них - древних римлян - обвинение в изобретении этого вида казни - через распятие. Уверял, что еще в первом тысячелетии до нашей эры подобным образом зверствовали ассирийцы, финикийцы и персы.
|
Туринская плащаница - льняное полотно длиной 437 и шириной 111 сантиметров, которое хранится в соборе Иоанна Крестителя итальянского города Турина. На полотне два негативных отпечатка человеческого тела со следами увечий - спереди и сзади.
Одни считают, что именно в это полотно был обернут и положен в гроб снятый с креста Спаситель, чье тело и отпечаталось на ткани сверхъестественным способом. Проявилось, словно на фотопленке, в процессе воскрешения.
По мнению скептиков, плащаница - средневековая подделка. Изображение на ней если и не нарисовано, то каким-то образом получено искусственно.
На плащанице имеются изображения многочисленных ран, полученных Спасителем перед смертью. У фигуры пробиты запястья. Что археологически верно, как теперь выяснилось благодаря итальянским ученым. Эта подробность - в пользу подлинности плащаницы. А вот раны на ногах неправильные - не в области пяток. Что дает скептикам еще один повод усомниться в подлинности реликвии.
|