Ученые выяснили, почему зебры полосатые

Фото: Tim Caro/UC Davis

Очередную попытку понять, в чем смысл полосок на шкуре зебр, предприняли американские и британские ученые, большую группу которых возглавил Тим Каро из Университета Калифорнии. Похоже, они наконец-то докопались до истины. Из весьма оригинальных экспериментов следовало: полоски отнюдь не бесполезны. Они все-таки спасают зебр от кусачих насекомых. Но совсем не так, как это представлялось прежде.

В свое время Сюзанна Акессон - профессор Лундского университета в Швеции - предположила, что полосатая шкура создает защитный оптический эффект. Полоски якобы поляризуют отраженный свет, а слепни и мухи цеце - главные кусачие враги зебр - плохо его воспринимают. То есть почти не замечают потенциальную добычу.

В доказательство подручные профессора покрасили трех лошадей: одну в белый цвет, другую - в черный, третью - под зебру. Намазали всех специальным клейким составом и отправили пастись.

Через некоторое время, когда экспериментаторы подсчитали слепней, прилипших к испытуемым, оказалось: меньше всего их было на лошадях, раскрашенных в черно-белую полоску. Из чего и был сделан вывод о защитном оптическом эффекте, который создают шкуры зебр.

Нынешние - англо-аме­ри­канские - экспериментаторы действовали по шведской методике. Тоже привлекли лошадей, но не перекрашенных, а переодетых в зебр. Участвовали и сами зебры.

Сначала Тим Каро и его соратники два лета подряд наблюдали за тремя зебрами и девятью одномастными лошадями - белыми, вороными и гнедыми. Считали, сколько слепней к ним приблизились, сколько присели, сколько времени провели на шкурах.

Выяснилось: слепней и мух, которые вились рядом с зебрами, было не меньше, чем вокруг лошадей. То есть полосатые шкуры отнюдь не вводили насекомых в заблуждение, ничуть не маскировали их обладателей. Но дальше происходило странное: садиться насекомые предпочитали на лошадей. А от зебр чаще всего улетали. Или на полном ходу врезались в их полосатые шкуры и падали на землю.

Далее к экспериментам подключили коней в пальто - лошадей, покрытых черными, белыми и полосатыми накидками. Тем самым зебр как представителей вида исключили, но полоски оставили.

В итоге на коней в полосатых пальто - эдаких псевдозебр - слепни садились реже всего. Хотя летели в их сторону быстрее, чем к коням в однотонных пальто. Стало быть, дело не в самих зебрах, а исключительно в их причудливой окраске.

По мнению ученых, которые недавно опубликовали свои выводы в научном журнале PLoS One, полоски не отпугивают насекомых, но каким-то образом дезориентируют их. Слепни и мухи путаются, выбирая место посадки.

В результате либо врезаются в зебр, либо улетают прочь. Но если уж садятся, то почему-то исключительно на белые полоски. Загадка этого предпочтения осталась неразрешенной.

Кстати

Не прячет и не охлаждает

Предположение о защитном оптическом эффекте полосок на шкуре зебр стало третьим, опровергнутым за последнее время. До этого несостоятельными были признаны еще две гипотезы.

Одно время считали, что полоски служат своего рода камуфляжем - маскируют зебр от хищников, делая их незаметными на фоне пестрой африканской растительности, особенно в сумерках. Ошибались. Доказано канадскими биологами. Они выяснили: хищникам все равно - полосатое животное или нет, если до него более 50 метров днем и более 30 метров ночью. Львы и гиены, которые охотятся на зебр, просто перестают различать полоски. Стало быть, никакого смысла в таком камуфляже нет.

По альтернативной камуфляжной версии, повторяющийся узор на шкуре зебр якобы создает оптическую иллюзию, от которой у хищников, что называется, рябит в глазах. Особенно когда зебра движется. В результате они периодически теряют добычу из виду. Этот вариант проверили венгерские ученые. Экспериментировали, правда, не со львами и гиенами, а с людьми, которых вполне можно считать хищниками.

Более 60 добровольцев ловили на экране компьютера цели - серые, черные, в вертикальную полоску, в горизонтальную и в точности такую, как у зебр. "Зебры" попадались чаще всего. Выходит, их окраска нисколько не упрощает жизнь. Наоборот.

Ошибались и те ученые, которые думали, что полоски охлаждают зебр - весьма хитрым способом. Дескать, темные полоски нагреваются сильнее белых. Это создает разницу температур. Отчего, в свою очередь, образуются восходящие воздушные потоки и мини-вихри, которые и снижают температуру тела зебр. Нет. Проверено венгерскими учеными. Роль зебр в их экспериментах исполняли бочки, обтянутые "шкурами" разной масти - в том числе и полосатой. Никакого охлаждающего эффекта.

Скандально известный депутат Игорь Мосийчук ушел из Радикальной партии
Скандально известный депутат Игорь Мосийчук ушел из Радикальной партии [дополнено] 91

"Баба с воза - кобыле легче", - отреагировал на уход нардепа Олег Ляшко.

Кто из женщин может возглавить Евросоюз
Кто из женщин может возглавить Евросоюз 36

Главным претендентом на место главы Еврокомиссии считается представитель сильного пола француз Мишель Барнье. Но и среди женщин претендентов оказалось немало.

Медведчук объявил о выходе из переговоров с Россией и ушел в оппозицию к Зеленскому [видео] 740 2

Позиция Зеленского полностью противоречит мирному плану Медведчука.

В Днепре задержали лидера  Белого братства , подозреваемого в убийстве
В Днепре задержали лидера "Белого братства", подозреваемого в убийстве 260

Глава ОПГ в прошлом году вышел под залог и исчез.

Прокуратура оспорит приговор убийце-подростку из Нижней Апши: как в селе боролись за справедливость 1537 1

Суд поставил в резонансном деле точку, однако прокуратура, родственники и односельчане с его решением не согласны.

Зеленского просят дать орден харьковчанину, спасшему автобус от взрыва
Зеленского просят дать орден харьковчанину, спасшему автобус от взрыва 591 2

Ветеран Авганистана удерживал рычаг гранаты около часа.

Что будет с долларом к началу лета
Что будет с долларом к началу лета 1807

В пятницу к обеду американская валюта подорожала на 15 копеек и прогнозируется дальнейшее ее подорожание.

Украина выполняет свои обязательства по внедрению рыночных отношений в сфере энергетики, - Наталия Бойко 87

Украина выполняет свои обязательства перед ЕС относительно имплементации Третьего энергопакета и внедрению рыночных отношений в сфере энергетики.

Покупка ДТЭК  Одессаоблэнерго  и  Киевоблэнерго  не снизит конкуренцию – Юлия Боровик
Покупка ДТЭК "Одессаоблэнерго" и "Киевоблэнерго" не снизит конкуренцию – Юлия Боровик 136 1

Приобретение компанией ДТЭК акций двух энергораспределительных компаний не приведет к ослаблению конкуренции, монополизация украинского рынка распределения электроэнергии невозможна в принципе, считает кандидат экономических наук, эксперт в области конкурентной политики Юлия Боровик.

Харьковчанка сделала тату с портретами Зеленского и Кернеса
Харьковчанка сделала тату с портретами Зеленского и Кернеса 70

"Моя масть будет напоминать мне о том, что человек может все", - заявила девушка.

Эффективные упражнения для спины
Эффективные упражнения для спины [фото, видео] 449

Многим из нас известна проблема болей в спине. Это невероятно неприятные и болезненные ощущения. Избежать их можно, укрепив мышцы спины.

Завтра, 25 мая, в Украине пройдут дожди с грозами и градом
Завтра, 25 мая, в Украине пройдут дожди с грозами и градом 158

Местами шквалы 15-20 м/с.

Курьер Риты Оры не уследила за брильянтовым колье звезды
Курьер Риты Оры не уследила за брильянтовым колье звезды [фото] 74

Украшение за 4 миллиона долларов готовили для Каннского кинофестиваля.

Волочкова сделал шпагат над головой мужчины
Волочкова сделал шпагат над головой мужчины [фото] 1445

Балерина репетирует спектакль с режиссером Николаем Челноковым.

Наши в Каннах:  Мисс Украина Вселенная  показала ноги, а Холостяк – спутницу
Наши в Каннах: "Мисс Украина Вселенная" показала ноги, а Холостяк – спутницу 518

Кто из звезд позировал на красной дорожке

Команда Коломойского выиграла. Но без него
Команда Коломойского выиграла. Но без него 211

"Маккаби" неожиданно победил в первом раунде плей – офф четвертьфинала Чемпионата Израиля.

Сборную Украины возглавил иностранный специалист
Сборную Украины возглавил иностранный специалист 549 1

Он же будет тренировать столичный клуб.

№13. Что известно о баскетболисте Грегори Коломойском
№13. Что известно о баскетболисте Грегори Коломойском 2268

"КП" в Украинен разбиралась, в каком украинском клубе собирается играть сын бизнесмена.