Ученые выяснили, почему зебры полосатые

Фото: Фото: Tim Caro/UC Davis

Очередную попытку понять, в чем смысл полосок на шкуре зебр, предприняли американские и британские ученые, большую группу которых возглавил Тим Каро из Университета Калифорнии. Похоже, они наконец-то докопались до истины. Из весьма оригинальных экспериментов следовало: полоски отнюдь не бесполезны. Они все-таки спасают зебр от кусачих насекомых. Но совсем не так, как это представлялось прежде.

В свое время Сюзанна Акессон - профессор Лундского университета в Швеции - предположила, что полосатая шкура создает защитный оптический эффект. Полоски якобы поляризуют отраженный свет, а слепни и мухи цеце - главные кусачие враги зебр - плохо его воспринимают. То есть почти не замечают потенциальную добычу.

В доказательство подручные профессора покрасили трех лошадей: одну в белый цвет, другую - в черный, третью - под зебру. Намазали всех специальным клейким составом и отправили пастись.

Через некоторое время, когда экспериментаторы подсчитали слепней, прилипших к испытуемым, оказалось: меньше всего их было на лошадях, раскрашенных в черно-белую полоску. Из чего и был сделан вывод о защитном оптическом эффекте, который создают шкуры зебр.

Нынешние - англо-аме­ри­канские - экспериментаторы действовали по шведской методике. Тоже привлекли лошадей, но не перекрашенных, а переодетых в зебр. Участвовали и сами зебры.

Сначала Тим Каро и его соратники два лета подряд наблюдали за тремя зебрами и девятью одномастными лошадями - белыми, вороными и гнедыми. Считали, сколько слепней к ним приблизились, сколько присели, сколько времени провели на шкурах.

Выяснилось: слепней и мух, которые вились рядом с зебрами, было не меньше, чем вокруг лошадей. То есть полосатые шкуры отнюдь не вводили насекомых в заблуждение, ничуть не маскировали их обладателей. Но дальше происходило странное: садиться насекомые предпочитали на лошадей. А от зебр чаще всего улетали. Или на полном ходу врезались в их полосатые шкуры и падали на землю.

Далее к экспериментам подключили коней в пальто - лошадей, покрытых черными, белыми и полосатыми накидками. Тем самым зебр как представителей вида исключили, но полоски оставили.

В итоге на коней в полосатых пальто - эдаких псевдозебр - слепни садились реже всего. Хотя летели в их сторону быстрее, чем к коням в однотонных пальто. Стало быть, дело не в самих зебрах, а исключительно в их причудливой окраске.

По мнению ученых, которые недавно опубликовали свои выводы в научном журнале PLoS One, полоски не отпугивают насекомых, но каким-то образом дезориентируют их. Слепни и мухи путаются, выбирая место посадки.

В результате либо врезаются в зебр, либо улетают прочь. Но если уж садятся, то почему-то исключительно на белые полоски. Загадка этого предпочтения осталась неразрешенной.

Кстати

Не прячет и не охлаждает

Предположение о защитном оптическом эффекте полосок на шкуре зебр стало третьим, опровергнутым за последнее время. До этого несостоятельными были признаны еще две гипотезы.

Одно время считали, что полоски служат своего рода камуфляжем - маскируют зебр от хищников, делая их незаметными на фоне пестрой африканской растительности, особенно в сумерках. Ошибались. Доказано канадскими биологами. Они выяснили: хищникам все равно - полосатое животное или нет, если до него более 50 метров днем и более 30 метров ночью. Львы и гиены, которые охотятся на зебр, просто перестают различать полоски. Стало быть, никакого смысла в таком камуфляже нет.

По альтернативной камуфляжной версии, повторяющийся узор на шкуре зебр якобы создает оптическую иллюзию, от которой у хищников, что называется, рябит в глазах. Особенно когда зебра движется. В результате они периодически теряют добычу из виду. Этот вариант проверили венгерские ученые. Экспериментировали, правда, не со львами и гиенами, а с людьми, которых вполне можно считать хищниками.

Более 60 добровольцев ловили на экране компьютера цели - серые, черные, в вертикальную полоску, в горизонтальную и в точности такую, как у зебр. "Зебры" попадались чаще всего. Выходит, их окраска нисколько не упрощает жизнь. Наоборот.

Ошибались и те ученые, которые думали, что полоски охлаждают зебр - весьма хитрым способом. Дескать, темные полоски нагреваются сильнее белых. Это создает разницу температур. Отчего, в свою очередь, образуются восходящие воздушные потоки и мини-вихри, которые и снижают температуру тела зебр. Нет. Проверено венгерскими учеными. Роль зебр в их экспериментах исполняли бочки, обтянутые "шкурами" разной масти - в том числе и полосатой. Никакого охлаждающего эффекта.