На заре человеческого общества языческие боги предлагали простым смертным интересную культурную программу: купаться голышом с девицами на Ивана Купалу, выпивать и есть в три горла, скакать через костер, горланить срамные песни... Но с развитием цивилизации они практически повсеместно проиграли конкурентную борьбу: им на смену пришли боги - строгие судьи и блюстители устоев. Как так? Зачем?!
Международная исследовательская группа под руководством Харви Уайтхауза предположила, что "боги-морализаторы" были созданы людьми, чтобы выполнять важную функцию: облегчить сотрудничество между незнакомцами, когда разрозненные племена стали объединяться для создания крупных цивилизаций.
Для этого исследователи проанализировали сведения о политической, социальной и религиозной организации 414 человеческих обществ, которые существовали в 30 регионах мира на протяжении последних 10 тысяч лет. Учитывали численность населения и размер территории. Выясняли, включала ли иерархия профессиональных военных, судей, юристов. Существовал ли официальный свод законов и специальные правительственные здания, насколько была распространена письменность... Всего 51 критерий.
Выяснилось, что для появления "большого Бога" сообщество должно набрать критическую массу - перешагнуть рубеж в 1 миллион человек. В 10 из 12 регионов строгое божество возникало через 100 лет после того, как государство становилось "миллионером".
Старые божества были хороши, когда людям надо было назначить "старшего", отвечающего за силы природы. Например, у славян Даждьбог заведовал движением солнца. Перун управлял атмосферным электричеством. А Стрибог включал и выключал ветер. Но когда стали возникать государства и крупные города, появилась необходимость доверить кому-нибудь надзор за моральным обликом строителей феодализма (или какого-то еще строя, который в тот момент создавали). В более ранние времена за порядком в общине следили авторитетные соплеменники. Но когда племена стали перемешиваться в плавильном котле зарождающейся империи, стало понятно, что разношерстной толпе людей нужен верховный моральный арбитр, чтобы создать для всех единые правила поведения.
Языческие боги плохо подходили на эту роль. Они с удовольствием могли покарать человека, если тот невежливо обошелся с самим божеством. Например, не совершил жертвоприношение или нарушил табу. Но они редко вмешивались в отношения между людьми, особенно когда один из них нарушил принятые в обществе правила. Оно и понятно: странно было бы доверять решение сложных морально-этических конфликтов языческому идолу, который попутно отвечал за беготню нагишом в священной роще. Поэтому были востребованы "боги-морализаторы", грозившие сверхъестественными наказаниями за проступки. Кому захочется гореть в геенне огненной? Ее сулят иудейские и христианские боги. Или испортить карму? Этого боятся буддисты.
Первые боги - профессиональные арбитры людских конфликтов - появились в Древнем Египте примерно за 2800 лет до нашей эры. Это была богиня Маат - дочь бога-творца Ра, она олицетворяла истину, справедливость, закон и миропорядок. Затем "коллеги" Маат появляются в Месопотамии, турецкой Анатолии и Китае - то есть там, где возникли первые высокоразвитые цивилизации.
Лишь однажды общество, которое по всем показателям должно было, не породило "большого строгого Бога". Это империя инков. Но она и просуществовала всего несколько столетий. Хотя историки утверждают, что инки тоже двигались в сторону единобожия. На роль супербога претендовал Виракоча - творец мира. Кто знает: если бы империя инков не рухнула под натиском европейских колонизаторов, может, и его культ вошел бы в один ряд с крупнейшими мировыми религиями.