Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Жена советского летчика, полюбившая польского сержанта, стала местной Джульеттой

Жена советского летчика, полюбившая польского сержанта, стала местной Джульеттой
Фото: Фото: Личный архив Франтишека Гживача

Кто знает, как рождаются легенды и почему имена самых обыкновенных людей вдруг превращаются в культовые!  В небольшом городе Легница с 1945 по 1993 год располагался советский военный городок. Из всех его жителей история сохранила память лишь об одной женщине - Лидии Новиковой.

Про нее в Польше издана книга, снят художественный фильм. Каждый год в Легнице проводят фестиваль романса, названный в ее честь, а новобрачные приходят на могилу "советской Джульетты" зажечь свечу как символ любви. Почему в Польше так полюбили эту женщину? 

Удачный брак

Брак Лидии Новиковой считался удачным. Муж - старший лейтенант Зиновий Новиков, военный летчик, красавец. Один за другим родились двое сыновей. Семья Новиковых приехала в Легницу в 1962 году. Там находился штаб Северной группы войск СССР, жили тысячи советских военнослужащих.

Жизнь шла своим чередом. Сыновья Лидии ходили в школу, муж-летчик служил, дома бывал обычно только по выходным и праздникам. Сама Лидия устроилась в столовую, где кормили летный состав.

Близкие контакты советских граждан с поляками не одобрялись. Правда, и полной изоляции не было: военные и их семьи ходили в польские магазины, встречались с местным населением в городе на прогулках. 

- Мама отлично шила, у нее были заказы от молодых полячек, - рассказал "КП" младший сын Лидии Сергей Новиков. - Всю детскую одежду она тоже делала своими руками. Помню, она хорошо пела, и на музыкальных вечерах ее просили исполнять русские песни и романсы. Она часто выступала, хотя и была застенчивой. Мама провела детство в Белоруссии, под Брестом, и с детства знала польский, что упрощало ее общение с поляками.

Белые розы

С молодым польским сержантом артиллерии Эдвардом Йонцей Лидия познакомилась на танцах в легницком Доме офицеров, куда пришла вместе с подругой. Женщину пригласил на танец красивый молодой человек в военной форме. Так начался их роман. Они жили с Эдвардом недалеко друг от друга, их разделяла только бетонная стена между польской и советской частями города. Почти на каждое свидание сержант приходил с белыми розами. Женщину не остановило даже то, что Эдвард был женат. Влюбленные встречались тайно, обычно ночью, когда мужа Лидии не было дома, а дети спали.

Лида понимала, что сильно рискует: из-за ее связи с польским военным могла пострадать вся семья. На территорию советской части Легницы можно было попасть лишь через КПП, где проверяли каждого входящего и выходящего. Как парочке удавалось нарушать пропускной режим, остается только догадываться. 

- Я много общался с сестрой матери и ее братом, и те говорили, что Лидия просто не устояла перед настойчивыми ухаживаниями, - говорит сын Лидии Сергей. - Поляк был очень навязчив. Именно он организовывал эти тайные встречи, находил места для свиданий. Но папа с мамой не ругались ни разу. Ни мы, ни он ничего тогда не знали про ее роман.

Донос на изменника

- Как мне рассказывали спустя десятилетия, жена того поляка узнала о похождениях мужа, - продолжает Сергей Новиков. - Несколько раз предупреждала изменника, а потом пошла в советскую военную прокуратуру и написала заявление о связи своего супруга с советской гражданкой Лидией Новиковой. О романе тут же доложили в штаб. От мамы потребовали немедленно прекратить все отношения с поляком. Но она была не в силах этого сделать, плакала, просила оставить ее в покое.

Тогда советское командование приняло решение выслать супругов Новиковых и их детей из Польши в СССР. - И тут начался ад: моей семье приказали в 24 часа покинуть Легницу, - вспоминает Сергей. - Мама целый день собирала вещи, паковала чемоданы.

А за несколько часов до отъ­езда в СССР Лидия пропала. 

Тот день, 3 октября 1965 года, Сергей хорошо помнит. Было очень холодно, он, восьмилетний мальчик, шел из школы по парку в сторону дома и сильно замерз.

- Мне навстречу шла мама, не встревоженная, а какая-то умиротворенная, - рассказывает Сергей. - Она поцеловала меня и сказала: "Сынок, нам уезжать, я собрала вещи, скоро приду. Ждите меня дома". Но не пришла. Эти ее слова "скоро приду" врезались мне в память. 

На следующий день начались поиски. В местных газетах появились фотографии Новиковой.

Лидию нашли через несколько дней - местные ребятишки обнаружили женщину повешенной на дереве в лесу неподалеку от дома. Птицы успели изуродовать ее лицо, выклевали глаза. 

Как только тело Лидии было опознано, ее детей отправили в Брест, поселили в гостинице. Несколько дней они жили там, не зная, что случилось. Ждали возвращения родителей. Но вернулся только отец. Их мать навсегда осталась в городе, где встретила любовь...

Нашел новую маму для детей

8 октября 1965 года Легница прощалась со своей Джульеттой. Лидия умерла в 32 года. Это были самые громкие похороны за всю историю города: сотни поляков и советских граждан, взрослые и дети, пришли на кладбище...

О дальнейшей судьбе возлюбленного Лидии известно немного. Говорят, Эдвард Йонца был на похоронах, положил на могилу букет белых роз. После похорон он развелся с женой. Был переведен служить во Вроцлав, где в 1970 году погиб в автокатастрофе. 

- Для отца измена матери стала страшным ударом, - признается Сергей Новиков. - После ее смерти он замкнулся в себе. Позже мне было интересно узнать их с мамой историю - как они познакомились, как складывались их отношения. Я задавал ему вопросы, но откровенной беседы ни разу не получилось.

Через год после смерти Лидии Зиновий Новиков снова женился, чтобы у мальчиков появилась новая мама. Мачеха относилась к ним хорошо. Сыновьям никогда не рассказывали, что случилось с Лидией. 

Версии

Месть обманутой супруги или ревность мужа? 

Смерть Лидии Новиковой со временем обросла легендами. Некоторые городские историки полагают, что тут, конечно, не обошлось без КГБ: якобы Лидию пытались запугать, но не смогли. А потому избавились от нее в назидание другим. Словом, вполне привычная для антироссийской пропаганды "кровавая рука Москвы".

- Полиция не нашла следов насильственной смерти, но я не могу поверить в самоубийство матери - слишком полным оптимизма человеком она была, - говорит сын Лидии Сергей. - Она очень любила нас, детей, и вряд ли захотела бы оставить нас сиротами... Но и в то, что ее убрали сотрудники КГБ, тоже не верю. Я склоняюсь к версии, что ее могли убить родственники обманутой жены. Мне рассказывали, что у жены Эдварда были братья и она попросила их расправиться с любовницей мужа. Правда, и здесь есть нестыковки: жена уже добилась, чтобы ее соперницу с позором выдворили из города, зачем еще и убивать? 

- А вашего отца не подозревали? Из ревности люди идут на многое...

- Нет, папа в этот момент находился в гарнизоне, у всех на виду. Да и вообще он был уравновешенным и добрым человеком.

- Я бывал в Легнице на фестивале польско-русского романса, - говорит писатель Иван Ильичев, биограф певицы Анны Герман. - Меня поразило отношение поляков к Лидии Новиковой. Почему в Польше полюбили ее, я и сам понять не могу. Наверное, для людей эта семейная трагедия - просто красивая легенда о любви. А может, каждому местечку хочется иметь свою особую, не похожую на других историю. 

Кстати

Есть даже музей

В 90-е годы советские войска покинули Легницу, и городские власти решили перенести советское кладбище на другое место. Но местные жители написали городскому главе письмо: "Лидия встретила в нашем городе настоящую любовь. Она погибла из-за этой любви. Так дайте ей хотя бы в земле обрести покой". Могилу "советской Джульетты" и надгробие с русскими буквами сохранили по сей день - средства на уход за ней выделяются из легницкого магистрата. На доме по улице Бучека, где жили Новиковы, и на доме семьи Йонца власти повесили мемориальные доски. А в городском музее Легницы целый отдел посвящен истории Лидии и Эдварда. 

Новости по теме: История СССР