Еще несколько лет назад в Бучаче Тернопольской области мало кто знал, кто такой Иоанн Пинзель. Спросишь на улице - одни считают его доктором, другие - школьным учителем или прокурором. Хотя их деды-прадеды уверенно заявляли, что Иоанн Георг Пинзель - талантливый скульптор, работавший над отделкой местной Ратуши.
В 2012 году в Париже ценители культуры имели возможность познакомиться с творениями Пинзеля. Тогда 27 шедевров скульптора из львовского музея отправились на выставку в Лувр. Они произвели колоссальное впечатление на зрителей и собрали множество восторженных отзывов французской прессы. Еще бы - мастер резца Иоанн Георг Пинзель еще 300 лет назад проиллюстрировал своим творчеством, что в Западной Украине был творец, работы которого восхищали и радовали мир. Его сравнивали с выдающимся представителем чешского барокко Матием Брауном, римским скульптором и архитектором Лоренцо Бернани и с великим Микеланджело. Деревянная пластика Пинзеля была достойной Версаля и других королевских резиденций.
Однако украинская прописка бессмертных творений мастера имеет куда более скромную "биографию": церкви, костелы, городская Ратуша. Кроме Львова и Бучача работы Пинзеля находились в Снятыне Ивано-Франковской области и Олесском замке на Львовщине.
Яркие образцы львовской барочной школы, выдающимся представителем и основателем которой является Пинзель, могли быть безвозвратно утеряны, если бы не подвижнический труд директора Львовской галереи искусств, Героя Украины Бориса Возницкого. 86-летний Борис Возницкий погиб весной 2012 года в результате автокатастрофы вследствие сердечного приступа.
Именно Возницкий во время многочисленных экспедиций разыскивал и собирал произведения мастера, разбросанные по Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областям. Благодаря его стараниям работы Пинзеля нашли наконец-то свое пристанище в специально созданном музее его имени, который размещается в бывшем костеле кларисок во Львове.
Вскоре "новые-старые" его творения вновь вернутся на бучачскую Ратушу. Красовались они здесь недолго - здание городского совета работы Пинзеля украшали с конца XVIII века лишь до середины XIX. В июле 1865 года разбушевавшийся пожар привел к уничтожению скульптур и других работ. От высоких температур камень начал крошиться и осыпаться, и вскоре от былого лоска не осталось и следа.
Сейчас же художественный совет в Бучаче принял решение возвращать скульптуры на место - в рамках реставрации Ратуши, которая длится еще с 2000-х. Восстановлением их занимается скульптор Роман Вильгушинский. Ему предстоит непростая работа, ведь нужно вырезать из камня точные копии пластичных скульптур Иоанна Пинзеля, ориентируясь на старые фотографии и рисунки.
- Заканчиваю работу над геральдикой, гербом Потоцких со львом и растительным орнаментом, которые украшали фасад Ратуши в Бучаче до пожара, - рассказывает "КП" в Украине" скульптор Роман Вильгушинский. - Предстоит восстановить фигуры, украшавшие углы Ратуши на первом ярусе - это Зевс, бросающий молнии, Геракл, убивающий Гидру, Геракл, разрывающий пасть льва, и Давид, убивающий Голиафа. Здесь сохранились лишь фрагменты, больше всего - скульптуры Зевса. Чтобы установить копию, нужно демонтировать остатки, но есть риск, что скульптура просто рассыпется в прах во время таких работ.
Кроме этих, Ратушу украшали и другие фигуры из камня - например, казак-невольник и библейские персонажи, статуя бога морей Посейдона.
Оригинальные скульптуры были сделаны из известняка, но сейчас его заменят искусственным камнем - известняк не слишком долговечен и начинает страдать даже от сильных ветров и дождей. Кроме того, уже восстановлены и установлены в Бучаче скульптуры Иоанна Пинзеля "Богородица" и "Ян Непомук" - копии сделал тот же Роман Вильгушинский.
Иоанн Георг Пинзель - скульптор, по некоторым данным - польско-немецкого происхождения, по другим - чешского, представитель барокко и позднего рококо, основатель Львовской школы скульпторов, родившийся в 1707 году. Сохранилось немного данных о его биографии. Известно, что в 1760-х он работал на территории Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областей - на эти годы выпал расцвет его творчества.
Вероятнее всего, умер скульптор в Бучаче, где у него была мастерская, - в 1961-м или 1962 году спустя немного времени после завершения работы по отделке собора Святого Юра во Львове.
|
В Новой Каховке энтузиасты борются за сохранность уникального ансамбля
Побывав в Новой Каховке, министр культуры Евгений Нищук проникся судьбой "каменных вышиванок" и призвал их беречь. Уникальный комплекс орнаментов, как узнала "КП" в Украине", действительно находится под угрозой.
Термин "каменные вышиванки" появился в 2015 году, а сама история панно, которые сделали Новую Каховку архитектурной жемчужиной, уходит в 50-е, когда Александр Довженко приехал сюда писать сценарий "Поэмы о море". Кинорежиссеру понравился молодой город в стиле "сталинского барокко", но в то же время его удручило, что дома для простых людей выглядят серыми и унылыми. По просьбе Довженко Академия архитектуры направила в Новую Каховку группу художников, которую возглавлял известный монументалист Григорий Довженко. За несколько лет мастера украсили около 200 домов растительными и геометрическими орнаментами, которые действительно напоминают кружевные или вышитые узоры. Ни один не повторяется дважды!
- Работы Григория Довженко есть во многих городах Украины. Новая Каховка уникальна тем, что там самый крупный единый ансамбль, созданный руками мастера и его сподвижников, - говорит замглавы Новокаховского общества охраны культурного наследия Диана Иванникова.
Состав, который использовал для лепок Григорий Довженко, тоже является уникальным по прочности, но время точит любые камни. В 2011 году энтузиасты объединили усилия, чтобы сохранить и восстановить первоначальную красоту барельефов, однако не всем это оказалось по душе.
- Два дома сожгли неизвестные, два дома разрушены по решению городских властей, - говорит Диана Иванникова. - Здания, украшенные "вышиванками", находятся в исторической части города, на берегу Днепра. В этих участках заинтересованы богачи, которые хотят выстроить тут свои виллы.
В 2017 году Минкульт признал историческую часть Новой Каховки памятником градостроения местного значения, но это не помешало властям снести украшенное "вышиванками" здание городского отдела образования.