На железной дороге появятся частные локомотивы. Кому это выгодно

На железной дороге появятся частные локомотивы. Кому это выгодно [дополнено]

Комментарии: 4
Фото: Форум работников железнодорожного транспорта

На отечественной железной дороге есть две беды. Нет, не те, что вы подумали, а дефицит локомотивов и вагонов. И вот профильное министерство обещает совершить революцию в перевозках – допустить частную тягу на государственную железную дорогу. О плюсах и минусах такого решения мы поговорили с экспертами.

Дефицит локомотивов

На украинском рынке железнодорожных перевозок в последнее время наблюдается дефицит локомотивов. Об этом говорят, как участники рынка, так и государственные чиновники.

В ассоциации собственников вагонов заявили, что за последние 5 лет срок доставки грузов от предприятия или горно-обогатительного комбината в порты вырос более чем в два раза. Локомотивов "Укрзализныци" не хватает для оперативной доставки вагонов с грузами. Из 1758 грузовых локомотивов реально эксплуатируются только 945.

По оценкам экспертов, средний износ парка составляет 96,8% (!) Так что получение "Укрзализныцей" 30 новых локомотивов от американской компании General Electric не решает проблему. Дефицит превышает 100 единиц, всего заявленная потребность УЗ составляет 310 машин в период до 2025 года.

Что говорят в министерстве

Пока что "Укрзализныця" не пускает частных перевозчиков на свои рельсы. Но в этом году все может измениться - в экспериментальном режиме вводится частная тяга на железной дороге.

По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, одна из важнейших отраслей национальной экономики - аграрная сфера - страдает от пробелов с логистикой. Поэтому введение частной тяги вместе с поставкой новых локомотивов позволят "постепенно обеспечить железную дорогу тягой".

"Почти 40% валюты, которая входит в Украину, - валюта от агропромышленного комплекса. На европейском рынке работает более 700 украинских компаний. Показатели первых месяцев 2019 года свидетельствуют о росте экспорта продукции АПК", — отметил Омелян.

"Укрзализныця" против

Главный монополист выступает против того, чтобы на рельсы приходили частники. Объясняют это тем, что дешевые пассажирские перевозки субсидируются за счет более дорогих грузовых. Но при этом не все сегменты грузовых перевозок одинаково прибыльны, и если на рынок придут частные компании, то они отберут себе самые рентабельные участки.

По словам руководителя "Укрзализныци" Евгения Кравцова, основной доход дает только треть сети. И если придут частники, госмонополист потеряет основной источник дохода, а это прямой путь к банкротству перевозчика.

Выиграют олигархи

Эксперт Алексей Кущ говорит, что для решения этой проблемы можно было бы развивать собственное машиностроение.

На данный момент УЗ не хватает примерно 150 локомотивов, и дефицит тяги является наиболее острой проблемой, - говорит Алексей Кущ. - С такими потребностями в электровозах и тепловозах сам бог велел Украине развивать собственное производство, несмотря на то что ключевой завод оказался на неподконтрольных территориях. Ведь есть же базовые предприятия в Запорожье и Харькове, которые могли бы через несколько лет стать центрами железнодорожного машиностроения.

По его словам, если запустить частную тягу, то какая-то доля "тягового" тарифа уйдет в частные компании, и возможность УЗ проводить модернизацию сократится еще больше.

- В таком варианте у "Укрзализныци" останутся одни "рельсы-рельсы, шпалы-шпалы", - шутит Алексей Кущ. - Плюс будка стрелочника. По сути, перед нами схема квазиприватизации государственной железной дороги, при которой все самое ликвидное (вагоны, тяга) уйдет к частникам, а у государства останется лишь огромный имущественный комплекс, который нужно содержать, плюс убыточные пассажирские перевозки. А также непогашенные кредиты прошлых лет и социальные обязательства перед работниками. И никакой компенсации в виде честной цены за объект.

По словам эксперта, такое развитие событий лоббируют финансово промышленные группы, которые ранее лоббировали частные вагоны. Это убивает ж/д тариф и делает "Укрзализныцю" планово убыточной компанией. На железной дороге остается низкая добавочная стоимость в тарифе услуг - на содержание сети, но этого явно недостаточно для поддержания всего комплекса и дотаций пассажирских перевозок. При этом все сливки прибыли будут сниматься крупным бизнесом.

А как у них

У Германии получилось, а у Британии – не очень

Украина сейчас проходит путь, который Европа прошла еще в девяностых - начале двухтысячных. Как и в Украине, на Западе железные дороги чаще всего были объединены под управлением одного национального предприятия-монополиста, оно же выполняло и функции регулятора отрасли. Но в середине 1980-х там решили избавляться от госмонополий на транспорте.

Кстати, ситуация на европейских железных дорогах была до боли похожа на нынешнюю украинскую. Пассажирские перевозки были убыточны, часть тарифа компенсировали за счет грузового тарифа. Многие компании требовали дотаций из бюджетов своих стран.

В итоге к 2001 году была принята директива ЕЭС №91-440 (так называемый Первый железнодорожный пакет). В этом документе были закреплены новые стандарты отрасли для всех стран Евросоюза.

Вертикально интегрированные корпорации должны быть разделены на отдельные предприятия по управлению разными направлениями: инфраструктурой, подвижным составом и перевозками, при этом отдельно пассажирскими и грузовыми. Функции регулирования рынка должно выполнять отдельное госагентство. Кроме того, владелец инфраструктуры обязан допустить к ее использованию другие компании, в том числе зарубежные.

В качестве позитивного эксперты приводят опыт Германии. В этой стране после либерализации на рынке железнодорожных перевозок появились новые игроки – 451 компания. До 1990 года долг госмонополиста железных дорог в Германии составлял около 50 млрд немецких марок, а либерализация вывела компанию в прибыль. Если сравнивать период до внедрения реформы – 1994 год и уже после – 2016 год, использование железнодорожной сети стало на 32% эффективнее, средняя заработная плата выросла на 86%, доход Deutsche Bahn AG (основной железнодорожный оператор с 100%-ным государственным участием) – на 174%.

А вот реформа на британской железной дороге была не самая удачная. В середине 90-х госпредприятие British Rail было приватизировано, и доступ к "железке" получили сразу 25 частных операторов. Сначала дело пошло – объемы перевозок росли. Но потом отрасль столкнулась с проблемой, когда частные операторы не хотели вкладывать средства в изнашивающуюся инфраструктуру. Это привело к целому ряду аварий и катастроф. После этого пришлось ограничить скорость перевозок, что со временем привело к банкротству компании.

В 2002 году в Британии была создана компания Network Rail, которая не является государственной, но имеет доступ к госгарантиям по кредитам и к другим формам государственной поддержки.

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях

Политика

Новые правила для депутатов: уволят ли жену  Юзика  и отца Зеленской?
Новые правила для депутатов: уволят ли жену "Юзика" и отца Зеленской? 252

Парламентарии поддержали законопроект, запрещающий депутатам всех уровней брать в помощники близких родственников

Депутат Ирина Констанкевич прокомментировала переписку с женщиной. Это оказалась не любовница
Депутат Ирина Констанкевич прокомментировала переписку с женщиной. Это оказалась не любовница 871

Парламентарий отметила низкий уровень современной журналистики.

Фокин заявил, что не знаком с Зеленским: Никогда его вживую не видел
Фокин заявил, что не знаком с Зеленским: Никогда его вживую не видел 131

И опроверг предположение, что президент Украины через него пытается прощупать реакцию украинского общества.

Экономика

Жизнь без наличных: сможет ли пойти Украина по шведскому пути
Жизнь без наличных: сможет ли пойти Украина по шведскому пути 215 2

"КП" в Украине" вместе с экспертами разобралась в плюсах и минусах "безбумажной" экономики и выяснила, возможен ли такой ход в нашей стране.

Министр финансов исключил дефолт в Украине
Министр финансов исключил дефолт в Украине 107 1

Страна задолжала уже 85 миллиардов долларов США.

Осталось всего две недели: от каких купюр надо срочно избавиться
Осталось всего две недели: от каких купюр надо срочно избавиться 5180 4

С 1 октября 2020 года старые банкноты и 25-копеечная монета перестанут быть средством платежа

Общество

Самая старая женщина в мире признана рекордсменкой в Японии
Самая старая женщина в мире признана рекордсменкой в Японии 112

Канэ Танака официально признана старейшим жителем страны.

В 2021 году появятся 217 новых смайликов: бородатые женщины и не только
В 2021 году появятся 217 новых смайликов: бородатые женщины и не только 102

Лишь семь из них будут принципиально новыми.

На хасидов в Умани составили семь админпротоколов
На хасидов в Умани составили семь админпротоколов 131

К порядка в период Рош ха-Шана привлечены около 600 украинских полицейских и шесть их израильских коллег.

Светская хроника и ТВ

Друзья о  короле мрамора  Николае Шматько: Он мог жить в роскоши, но умер в нищете
Друзья о "короле мрамора" Николае Шматько: Он мог жить в роскоши, но умер в нищете 221

Луганский скульптор и художник прославился благодаря нестандартному изображению политиков.

Принца Люксембургского Шарля крестили в масках
Принца Люксембургского Шарля крестили в масках [фото, видео] 181

Королевская семья поделилась кадрами с крестин.

СМИ: Том Харди станет следующим Джеймсом Бондом
СМИ: Том Харди станет следующим Джеймсом Бондом 260

В ноябре должны официально объявить нового исполнителя главной роли.

Спорт

Тренер  Днепра-1  подал в отставку после провального старта сезона
Тренер "Днепра-1" подал в отставку после провального старта сезона [видео] 251

Дмитрий Михайленко вывел днепрян в элиту, но в УПЛ у него не заладилось.

Тайсон рассказал, когда покинет  Шахтер
Тайсон рассказал, когда покинет "Шахтер" 244

Лидер горняков доиграет свой контракт и вернется в Бразилию

Теннисистка Марта Костюк: Женщин тренеры унижают очень сильно
Теннисистка Марта Костюк: Женщин тренеры унижают очень сильно 303

Украинская спортсменка рассказала об унижениях со стороны тренеров