Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
22 апреля
Загрузить еще

Почему в СССР скрывали, что Гагарин приземлился на парашюте?

Почему в СССР скрывали, что Гагарин приземлился на парашюте?
Фото: Фото: Александр СЕРГЕЕВ

После 12 апреля 1961 года 20 лет в книгах о последнем этапе полета писали уклончиво: мол, приземлился Гагарин у деревни Смеловка Саратовской области. Вышел к людям. Первой его увидела жена лесничего Анна Тахтарова. Она с шестилетней внучкой Ритой сажала картошку.

Бабушка перепугалась. Тяжело переваливаясь, к ним приближалось чудище в ярко-оранжевом скафандре. Гагарин, сняв гермошлем, прокричал:

- Не бойтесь! Я свой, советский!

Ну и дальше вся история расписана по часам и минутам. А что было за несколько минут до этого?

На послеполетной пресс-конференции на вопрос одного из журналистов о том, как проходило приземление - в кабине или вне ее, Гагарин уклончиво ответил:

- Главный конструктор предус­мотрел оба способа посадки: как внутри, так и вне корабля.

Спускаемый аппарат ­корабля "Восток" завезли на режимную территорию ­ОКБ-1 Сергея Павловича Королева в Подлипках (позже конструкторское бюро стало называться ракетно-космической корпорацией "Энергия"), и, чтобы увидеть знаменитую капсулу, нужно было получить особый допуск. Я сам впервые попал в музей "Энергии" много лет назад по строго согласованному списку. Почему? Да потому что пытливый посетитель, заглянув внутрь корабля, мог увидеть направляющие катапульты (см. фото внизу).

Мы должны всем рекордам...

Почему решили соврать? Ради регистрации международного рекорда.

Дальше я буду цитировать книгу спортивного комиссара Ивана Григорьевича Борисенко "На космических стартах и финишах", учитывая, впрочем, что первая ее редакция появилась в 1975 году и в ней опять же история с приземлением описана не так, как было на самом деле. Но зато подробно рассказывается, что ей предшествовало:

Утром следующего дня я был (...) у Королева. За длинным столом сидело человек 15 - 20. Сергей Павлович обратился ко мне:

- Существует кодекс авиационных рекордов, достижений. Так, Иван Григорьевич?

- Так точно!

- Имеются ли официальные правила или положения спортивного кодекса о регистрации космических рекордов?

Я ответил, что да, на ­53-й Генеральной конференции ФАИ (Международная авиационная федерация. - А. М.) в качестве абсолютных мировых рекордов полета человека в космос [решено] признавать и регистрировать следующие рекорды:

  • продолжительность полета;
  • высоты в неорбитальном (баллистическом) полете;
  • высоты в орбитальном полете (полет вокруг Земли);
  • наибольшей массы (веса) космического корабля, поднятого на высоту 100 и более километров от Земли.

Затем достал положение: "Рекордным признается такой полет, при котором экипаж космического корабля, достигнув максимального результата, возвратится благополучно на Землю. Для официального признания необходимо после полета представить на утверждение ФАИ дело о рекордном полете..."

Далее Борисенко пишет:

"Сергей Павлович слушал очень внимательно, делал какие-то пометки. Когда я закончил, он подвел итог:

- Условия непростые. Чтобы правильно и точно (он сделал ударение на слове "точно") зарегистрировать новые мировые достижения, нужно хорошо знать все положения и правила спортивного кодекса ФАИ. Будем изучать..."

Особенно серьезно Королев отнесся к пункту: космонавт должен в момент приземления находиться внутри корабля.

Спускаемый аппарат "Востока".

То, чего не было и быть не могло

12 апреля 1961 года Владимир Плаксин стоял, сжав в руке секундомер, на космодроме.

9 часов 7 минут. Есть старт!

Борисенко в это время вместе с военными спасателями поджидал приземления в Куйбышевской области (теперь - Самарская область). Именно там, по расчетам баллистиков, должен был раскрыться парашют космического корабля.

Дальше в своей книге Борисенко описывает то, чего в его жизни не было и быть не могло:

"...Скорость снижения 220 метров в секунду. До Земли оставалось еще около 7000 метров. (...) Мы не отрывали глаз от неба, где с секунды на секунду должна была появиться оранжевая точка - купол гигантского парашюта. А вот и он... Все ниже, ниже... Наш вертолет поспешил к месту посадки..."

Понятно, что видеть приземления он не мог. "Восток" отклонился от расчетного места посадки на 180 км. И еще поди пойми из этого описания, что же приземлялось. Корабль? Космонавт? Но именно так уклончиво описывали момент приземления первого космонавта в советское время все газеты и приводили "свидетельства очевидцев" в книгах.

12 апреля Борисенко оформил то, ради чего была на долгие годы была устроена вся коллизия. Гагарин установил три первых абсолютных мировых космических рекорда:

  • рекорд продолжительности полета (108 минут);
  • рекорд высоты полета (327,7 км);
  • рекорд максимального груза, поднятого на эту высоту (4725 кг).

Ловушка для последователей

Но с рекордами все оказалось не так просто. Борисенко их зарегистрировал, но нужно, чтобы их согласовала ФАИ. Примерно через три месяца после полета Гагарина состоялось заседание федерации. Ее руководители попросили членов советской делегации предоставить документы, подтверждающие, что космонавт приземлился в корабле. Таких бумаг не было и быть не могло. Спорили почти пять часов. В конце концов согласились зарегистрировать рекорды без бумаг. Факт-то был налицо: Гагарин - первый человек, побывавший в космосе. И уж это-то отрицать было никак невозможно.

Вроде бы рекорд зарегистрировали, потом-то чего темнить? Но раз уж начали...

Через год уже Павел Попович (он летал на двое суток на корабле "Восток-4") на послеполетной пресс-конференции вынужден был сказать:

- Подобно Титову и Гагарину, я приземлился ­внутри корабля...

Но сложнее всего космической цензуре пришлось в 1964 году, когда стартовал первый "Восход" с экипажем из трех человек. Этот корабль впервые был снабжен двигателями мягкой посадки, и космонавты действительно приземлялись в спускаемой капсуле. Серьезное достижение! Как теперь это подчерк­нуть? Пришлось выкручиваться, опять сочиняя туманные фразы.

Содержимое капсулы. 1. Пульт пилота. 2. Приборная доска с вращающимся глобусом. 3. Телекамера. 4. Иллюминатор с оптическим ориентиром. 5. Часть ассенизационного устройства. 7. Радиоприемник. 8. Направляющие катапульты. Фото: Александр МИЛКУС

Конкретно 

Опасное возвращение 

12 апреля в 10.42 на высоте 7 км крышка люка корабля "Восток" отстрелилась, и катапульта выдернула кресло с космонавтом из спускаемого аппарата. Через полсекунды раскрылся тормозной парашют, затем - основной парашют. Он выдернул космонавта из кресла.

В этот момент Гагарин должен был открыть клапан дыхания: его скафандр не был снабжен запасом кислорода в баллонах. Но шарик клапана оказался затянут той самой ярко-оранжевой оболочкой скафандра. В докладе Юрий Алексеевич рассказывал, что потратил около шести минут: "Расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально". А если бы открыть клапан не удалось?

На высоте 3 км раскрылся запасной парашют. Таким образом, Гагарин спускался под двумя куполами со скоростью 4 - 5 м/сек. Лететь на двух парашютах опасно, а управлять ими космонавт не мог. Почти до самой земли он летел спиной вперед, не представляя, куда приземлится. Лишь на высоте 30 м Гагарина развернуло, и он увидел, что ветер отнес его от разлившейся весенней Волги и он будет приземляться на сушу.

Чтобы узнавать новости первыми, подписывайтесь на страницы "КП в Украине" в ФейсбукеИнстаграмеТвиттереТелеграме и YouTube.

Новости по теме: Юрий Гагарин