Сретение Господне встречают в память о том, как Иисуса на сороковой день после рождения принесли в иерусалимский храм, чтобы "поставить перед Господом".
Праздник Сретения - один из древнейших у христиан. Первые проповеди перед народом произносили еще в IV-V веках - например, святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.
Первое исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке - это "Паломничество к Святым местам". Его написала паломница Этерия (Сильвия) в конце IV века. Она пишет: "В этот день бывает процессия в Анастасис, и все направляются, и все происходит по порядку с величественным торжеством, как в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ ... После этого, отслужив все по обычному порядку, осуществляют Литургию ".
Праздник стал общегосударственным в Византии в VI веке. Вслед за этим традиция празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.
У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка. Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка - то и все восемьдесят). Как только срок заканчивался, мать должна была принести в Храм очистительно жертву. В нее входили однолетнего агнца и голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось две горлицы или два птенца голубиных.
Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм - для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисея: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта - освобождения от четырехвекового рабства.
После рождения Христа Мария и Иосиф отправилось в столицу древнего Иудейского Царства - Иерусалим. Богородица должна была представить своего Сына, младенца Христа, "Лицу Божьему", то есть исполнить древний обычай, по которому всех мальчиков на сороковой день после рождения приносили в иерусалимский храм для особого чина очищения и посвящения Богу.
Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубя. Пречистая Дева решила принести жертву с смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.
После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел очень старый человек, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского "šim'on" означает "слушание". Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет во откровение язычников и славу народа Твоего Израиля".
По преданию, на момент встречи с Христом Симеону было более 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили осуществить перевод Священного Писания с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285-247 до н.э.).
В субботу старец оказался в Храме неслучайно - Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон совершал перевод книги пророка Исаии и увидел загадочные слова: "Это Дева во чреве примет и родит Сына" . Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить "Дева" на "Женщина". Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: "Он был муж праведный и благочестивый ждал утешения Израилевои и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, пока не увидит Господа Бога "(Лк. 2: 25-26).
И вот, этот день наступил. Свершилось то, что ученый муж ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, родившегося от Девы, - а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. " Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко ..." Церковь назвала его Симеона Богоприимца и прославила как святого.
Епископ Феофан Затворник писал: "В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупимый человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству ...". Воспоминание об этой евангельскую историю каждый день звучит в православном богослужении. Это Песня Симеона, или иначе - "Ныне отпущаеши".
Кстати, одна из самых древних фресок Сретения находится в Кирилловской церкви Киева. Датируется она ХII веком.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ