Большинство пожарных - это люди, которые отслужили в армии, а дальше не знали, куда себя деть. Учиться им невмоготу, а к службе привыкли. Правда, с недавнего времени стали брать даже не служивших - нехватка кадров. Те, кто от армии прячется, попав в пожарную часть, быстро понимают: в армии лучше.
Еще идут заядлые спортсмены, но их меньшинство, в лучшем случае человек 5 на всю часть.
Еще в 2017 году зарплата пожарного была 3200 гривен, позже ее подняли до 5000. Сейчас бойцы имеют от 7 до 8 тысяч, в зависимости от части, количества выездов, включения в аппараты для защиты дыхания и прочих мелочей. Надбавка за выслугу лет смешная - только пришедший на службу получает примерно на 700 гривен меньше, чем отслуживший 20 лет. Зато получку никогда не задерживают, отпускные и больничные платят исправно.
График "сутки/трое" и небольшая зарплата толкают на подработки. Неофициально, конечно. Среди пожарных много строителей, таксистов и охранников. Есть даже песня такая: "…чтобы выжить в этом мире, я пожарный, я строитель…".
На зарплату спасателя жить непросто, потому большая часть из них либо разведены, либо неженаты. Содержать семью на эти деньги нелегко, а есть еще и постоянная угроза жизни.
В Киеве почти каждые сутки пожар. В основном мелочи, но бывает и жесть. Часто горят квартиры у пожилых людей и алкоголиков - их жилища вечно захламлены мусором, уснут с газом включенным или сигаретой в кровати, а потом соседи вызывают "101".
А еще приходится выезжать на ДТП, вырезать тела из машин. Их пожарные не любят, тут, как правило, всегда расчлененка: кишки наружу, лужи крови, мозги на капоте. Потому считается, что лучше 10 пожаров потушить, чем на одно ДТП поехать.
Еще мы не любим бомжей. Бывает, по два-три раза за ночь приходится ехать тушить на один и тот же адрес. Бомжи разжигают костры, греются, засыпают, и все загорается. И так повторяется все дежурство.
В 08.00 развод. Заступающая смена принимает дежурство, и начинаются препирательства. Принимающие заставляют перемывать машины, перекладывать оборудование в них и прочий геморрой наподобие "протри колеса" или "смотри, пылинка вот тут". Но это надо хотя бы для успокоения души. Если сдача-прием идет активно, коллектив живой и рабочий. Если ходят, как коровы по пастбищу, то можно смело всех увольнять.
В 09.00 командир или начальник караула ставит перед бойцами задачи на сутки. В 10.00 вовсю кипит уже учебный процесс. Бойцы пишут ненужные конспекты, обычно это проходит весело и с шутками, но не всегда. Зависит от настроения командира. Дальше - тренировка, молодые носятся по фасаду с рукавами, отрабатывают развертывание, ставят машину на колонку или водоем, в общем, вспоминают, как делаются нормативы. С виду все выглядит легко и бессмысленно, но на пожаре такой автоматизм необходим.
Задачи на день начальство может ставить как серьезные, так и глупее некуда. Начиная от отработки подъема по лестницам и самоспасания с веревкой из окна 4-го этажа и заканчивая собиранием бычков на клумбе.
Еще пожарные ненавидят снег - его уборка может занимать целые сутки.
Сидим, смотрим телевизор. Внезапно тревога… Бойцы летят в гараж, надевают боевку (защитный костюм), цепляют спасательный пояс с топором и накидывают каску.
Если район выезда наш, то уже знаем, как поставить машину, чтобы сразу же подключиться к воде. В чужом районе следуем за местными пожарными. На пожаре каждый выполняет только свою роль. Как в армии: пулеметчик не стреляет из снайперской винтовки. Так и у нас: первый номер берет ствол и пару рукавов, а четвертый ставит на воду машину.
По возвращении в часть меняем рукава - использованные вешаются на сушку на рукавную базу, летом на учебную башню.
ГДЗС - газодымозащитная служба. Если есть вероятность, что в помещении люди или животные, нужно надевать дыхательные аппараты, сцепляться между собой путевым тросом и идти в горящее помещение.
Воздуха в баллоне при интенсивном дыхании хватает на 25 минут от силы, хотя производители в ТТХ указывают 43. Если за 25 минут вы не нашли выход из помещения на свежий воздух, то надо молиться на второе отделение, которое выдвинется на ваши поиски.
В 2016 году произошел трагический случай на столичной Борщаговке. Тушили ночью однокомнатную квартиру. Молодой лейтенант с бойцом погибли из-за того, что они разделились в помещении и не нашли выхода.
Был в Киеве случай, когда бойцы поехали тушить ювелирку. Ну и прихватили браслеты и цепочки. В итоге всех уволили одним днем, а ворованное обязали вернуть.
Поэтому если и крадут - то только водку, еще электронику. Звучит кощунственно, но пожар на складе бытовой техники - настоящий праздник для мародера. Но такой халявы почти никогда не бывает, от силы раз за всю службу.
Старики часто рассказывают, как в свое время "наедались" беленькой до отвала. Раньше даже те, кто перебирал, на пожары не ездили в течение суток. Сейчас такого нет. Начальники частей стали пьянку жестко пресекать. Если и пьют, то очень редко и по одной рюмке. Сейчас за алкоголь увольняют с позором.
Слышал, случай у коллег был, боец пьяный в нерабочее время в часть пришел, жена из дому выгнала. Так начальник в наказание его поставил месяц без выходных на сутках стоять. После того парняга больше пьяный в часть не ходил.
Ездили в Польшу перенимать опыт. Там на сутках разрешают пиво пить.
Машины у поляков получше, техника некоторая чуть новее, рукавов дырявых нет. Но в профессиональной подготовке наших бойцов не превосходят. Зарплаты по польским меркам тоже не очень-то и блещут.
Когда я был в учебном центре, то получал одни пятерки. Думал, что боец буду умнейший. А меня подкалывали, мол, потом по новой переучиваться придется. Не понимал никак, что к чему. Пришел в часть - и все понял. Учебный центр хорош только теоретическими знаниями. Практики там толком нет, потому не могут люди сразу быть эффективными на пожарах. Молодые постоянно нервничают на первых выездах. Выйдут из машины и теряются, не знают, что делать. В общем систему надо менять и учить не только теории.
Например, я выехал на свой первый вызов в три часа ночи. Горел продуктовый магазин рядом с частью, в который ходили за хлебом. Когда приехал, вышел из машины и тупо стоял на месте: забыл о том, какой я номер и что должен делать на пожаре. Потом получил нагоняй от старослужащих.
О том, чтобы берцы выдавали не картонные, а из хорошей кожи и с толковой подошвой, которая не прилипает к полу на пожаре. Зарплату бы побольше раза в два. Чтобы ведомство службу развивало, повышало престиж. Чтобы отношения между пожарными и вышестоящим начальством перестали быть по формуле "цари - рабы".
Спасатели - люди суеверные, со своими традициями и правилами. Вот самые распространенные.
Никогда не желай пожарному легкой службы, спокойных суток или спокойной ночи, иначе будет выезд, да такой, что мало не покажется.
Никогда не кладут фонари в машину, их хранят на пункте связи части. Иначе бойцов ждет ночной выезд.
Спасатели никогда не надевают новые элементы одежды и формы на дежурство, иначе караул ждет выезд на очередной пожар.
На первом пожаре спасателю принято обмазать лицо мазутом. Его таким образом крестят, делает это, как правило, тот, кто руководил тушением пожара.
Новичков просят среди пожарного оборудования отыскать СГ-200. Такого элемента в машинах нет. Это граненый двухсотграммовый стакан.
Новичков спрашивают, какой длины рукав. Единственный верный ответ: "Смотря какой".
Старослужащих, которые увольняются по выслуге лет, провожают на пенсию только после того, как из двух пожарных машин их обольют водой из рукавов.