Королевский астроном Мартин РИС (Великобритания): Большой адронный коллайдер станет мощнее и может уничтожить Землю

Фото: Mona Schweiz/ercds.cern.ch

Стоп машина!

В конце прошлого года Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН) приостановила исследования на Большом адронном коллайдере (БАК) - гигантском ускорителе, построенном на границе Швейцарии и Франции. Перерыв продлится как минимум до 2021 года. К этому времени БАК будет модернизирован. Ближайшая цель - повысить его мощность минимум в два раза, а затем и больше. А потом построить новый коллайдер циклопической мощности.

"Чудовищные планы" напугали Мартина Риса - известного британского астрофизика, королевского астронома. Хотя за 10 лет весьма интенсивной работы БАКа ничего страшного не случилось. Наоборот, физики наконец-то обнаружили бозон Хиггса - так называемую частицу Бога, которую долго не могли найти. Народ успокоился. Но Мартин Рис опубликовал книгу "О будущем: перспективы человечества", в которой заявил, что БАК способен-таки натворить бед. Чем же пугает Рис?

Черные дыры засосут

Еще в 1970-е годы теоретики предсказали появление микроскопических черных дыр в гигантских ускорителях - сравнимых по размеру с БАКом. В 2001 году появились расчеты, из которых следовало: столкновения частиц высоких энергий способны порождать по одной дыре в секунду. В 2008 году на сайте CERN было по сути признано, что такое не исключено.

Моделирование на компьютере, которое вскоре провели канадские и американские физики, показало: микроскопические черные дыры могут появляться в результате гравитационных эффектов, возникающих при столкновениях частиц.

- Черные дыры появятся, породят частицы, испустят их и рассосутся, - успокаивал знаменитый британский астрофизик Стивен Хокинг, пока был жив. С ним спорил немецкий химик Отто Ресслер, профессор из Университета Тюбингена (Германия): он утверждал, что образовавшаяся микроскопическая черная дыра, наоборот, станет расти, захватывая частицы со стороны. Например, электроны. Гравитация притянет дыру к центру Земли. Оттуда она начнет пожирать нашу планету. Уничтожит года за два. Пока, правда, проносило: то ли черные дыры не образовывались, то ли вели себя, как им велел Хокинг.

"Истинный вакуум" поглотит

Более всего, как полагал Хокинг и полагает примкнувший к этим его идеям Мартин Рис, БАК страшен дальнейшими экспериментами, энергии которых все увеличиваются. С одной стороны, благодаря мощнейшим экспериментам и был обнаружен легендарный бозон Хиггса - частица, которая наделяет массой все другие частицы во Вселенной. Чтобы ее выявить, физики, по их словам, все быстрее и быстрее разгоняли протоны, несущиеся друг на друга, сталкивали их, разбивали вдребезги. Тем самым сотрясали так называемое поле Хиггса, квантами которого являются бозоны Хиггса. Пока не вытрясли их.

До полусмерти пугает же вот что. Одна из теорий гласит, что поле Хиггса, а стало быть, и вакуум, в котором оно действует, придавая массу всему сущему, может пребывать в разных состояниях. Подобно тому, как вещество может быть жидким, твердым или газообразным.

Пока у поля Хиггса низкий, но не нулевой энергетический уровень. Оно словно расстилается по равнине, которую физики называют "ложным вакуумом". В нем находится Вселенная. Благодаря чему и существует в удобном для нас виде.

Хокинг уверял: нынешнее положение не вечно. Поле может занять более низкий энергетический уровень. А это грозит коллапсом, поскольку изменится баланс сил. Переход на более низкий энергетический уровень ученые сравнивают с падением в некую "впадину" с минимальной энергией - в "истинный вакуум". А это полный конец. Всем и всему.

Провал может быть вызван какой-нибудь квантовой флуктуацией в нашем "ложном вакууме" или сильным энергетическим воздействием, созданным, например, опасными экспериментами.

В вольном переводе слова физика звучат примерно так: "У бозона Хиггса есть черта, вызывающая опасение. Он может стать крайне нестабильным при высоких энергиях… Тогда во Вселенной начнется распад вакуума. И появится пузырь "истинного вакуума", что будет раздуваться со скоростью света".

Обычная материя переродится в странную

Эксперименты с высокими энергиями могут спровоцировать цепную реакцию, в результате которой наша обычная материя превратится в так называемую странную. Странная материя невероятно плотная, соткана из экзотических частиц, которые физики называют "страпельки" (strangelets).

Если верить теоретикам, то страпельки в основном состоят из странных кварков. Сталкиваясь с ядрами "нормальных" атомов, они обращают их в себе подобные. Процесс сопровождается выделением энергии и появлением роя новых страпелек. Цепная реакция, начавшаяся в БАКе со случайного столкновения с какой-нибудь залетной страпелькой, может привести к тому, что странным станет все вещество Земли. Планета сожмется в шар диаметром 100 метров. Когда БАК построили, кто-то из физиков сказал: "Попытаемся увидеть, что получится, и попробуем понять, что это значит". С каждым годом этот афоризм становится все актуальнее...

Зеленский и Разумков пока не смогут подписать закон об игорном бизнесе
Зеленский и Разумков пока не смогут подписать закон об игорном бизнесе 23

Депутаты заблокировали дальнейшее принятие законопроекта.

Венгрия открыла границы для украинцев, но не всех: названы новые правила въезда в страну 47

Страна обновила правила въезда и транзита. Некоторые украинцы могу въезжать без ограничений.

СБУ задержала мужчину, которого подозревают в записи Дениса Ермака
СБУ задержала мужчину, которого подозревают в записи Дениса Ермака 61

Дмитрия Штанько задержали в 14:15, официально – из-за получения взятки.

Курс валют на сегодня: доллар снова вырос
Курс валют на сегодня: доллар снова вырос [инфографика] 69

А евро идет к очередному неприятному для гривны рубежу.

Каждому восьмому украинцу не хватает денег даже на еду
Каждому восьмому украинцу не хватает денег даже на еду 240 2

Такие результаты показало исследование, проведенное Киевским международным институтом социологии.

Жизнь после карантина: украинцы не рады возвращению в офисы
Жизнь после карантина: украинцы не рады возвращению в офисы 377

Люди отвыкли от общественного транспорта и боятся заразиться.

Сильные дожди в Украине продолжатся: каким регионам не повезло
Сильные дожди в Украине продолжатся: каким регионам не повезло [карта температур] 190

А на юге и востоке страны - чрезвычайный уровень пожарной опасности.

7 правила отдыха в условиях COVID-19: советы эксперта
7 правила отдыха в условиях COVID-19: советы эксперта 304 1

Рынок туризма оживает, цены на туры начали расти.

Во Франции празднуют День взятия Бастилии
Во Франции празднуют День взятия Бастилии [фото] 5

Впервые с 1945 года в день Национального праздника парижане не увидят традиционного военного парада на Елисейских полях.

В полиции предполагают, что актриса Ная Ривера утонула, спасая сына
В полиции предполагают, что актриса Ная Ривера утонула, спасая сына 177

У них был один спасательный жилет на двоих.

Танцы со звездами  назвали третьего судью нового сезона и поставили мировой рекорд
"Танцы со звездами" назвали третьего судью нового сезона и поставили мировой рекорд [видео] 397

Григорий Чапкис - старейшина среди арбитров мировых шоу подобного формата.

Рецепт крекеров с сыром от экс-судьи  МастерШеф Профессионалы
Рецепт крекеров с сыром от экс-судьи "МастерШеф Профессионалы" 193

Елизвета Глинская показала, как правильно приготовить популярную закуску.

Интер  оштрафовал вице-чемпиона мира на 100 тысяч евро