История, прозвучавшая на одном из одесских телеканалов, удивила многих. Оказывается, почти в центре города живут люди, которые боятся выйти из квартиры, и есть им нечего. Живет одессит вместе с пожилой матерью, квартира в жутком состоянии.
История выглядело странно, и наш корреспондент отправился проверить, что же происходит на самом деле.
Тихий домик в переулке Катаева - это уже не центр города, но недалеко от него. Дом старый, еще 20-х, но приличный. Захожу во двор - чисто, ищу нужную квартиру. Жильцы заранее попросили купить батон черного хлеба, так что, когда дверь открывается, сразу вручаю его. Передо мной мужчина лет 60-ти с чем-то, представляется Александром и зовет в полутемную квартиру.
Однокомнатная, около входной двери плитка и унитаз. На полу, если его можно так назвать, разный грязный хлам - лотки из-под яиц, пустые банки, какие-то ящики. В центре - две продавленные раскладушки, на одной лежит старушка под грудой тряпья. Рядом – кинескоп телевизора, который выглядит словно пришелец из другого, нормального мира. Света почти нет, единственная лампочка в нише в стене и работающий телевизор на фоне всего этого вызывают изумление. Окно на улицу закрыто плотным картоном - стекла выбиты. На стенах - где целлофан, где облупившаяся краска, грибок везде, пятна, вокруг игрушки из пивных банок и еще какого-то мусора.
Александр с благодарностью берет хлеб. Осмотревшись, жалею, что взял всего один. Меня сажают на раскладушку, смотрю на пол и решаю, что рюкзак лучше держать на коленях.
По рассказу Александра понятно - он психически нездоров: здесь и про соседей, которые ставили на нем, еще маленьком, страшные опыты. И вообще, торгуют наркотиками, ловят детей и пьют из них кровь. Для жертвоприношений. А полиция и СБУ-де его сигналы игнорируют.
Если честно, мне немного не по себе. Жертвоприношения, распятия – с опаской смотрю, не схватится ли за нож. Но нет.
Постепенно узнаю, почему мой собеседник не выходит на улицу где-то с 1998 года. Причина проста - он боится.
"Меня могут убить или искалечить соседи", - предсказуемо признается мужчина. И снова – совершенно искренне - начинает о том, как у него вырезали кусочек мозга и вживляли что-то в организм в детстве.
Матери хозяина квартиры - около 80 лет. Раньше она ходила за едой в различные волонтерские службы. Однако недавно ей стало плохо, в больнице ей не понравилось, и она предпочла вернуться домой. Рассказы своего сына Тамара Николаевна подтверждает и тоже жалуется на бесчеловечные опыты соседей над своим сыном и желание соседей убить семью.
Указываю на странные поделки из пивных банок на полу и интересуюсь, что это.
"Игрушки на Новый год слишком дорогие и я сделал самодельные", поясняет Александр.
А потом показывает моток проводов с коробочкой и поясняет, что это прибор, который лечит от всего. "Я его купил в магазине, он работает на частоте в 60 герц и лечит от всех болезней, поэтому мы к врачам не ходим", - хвастается мужчина.
80-летняя мама ходить не может, а ее сын вполне бодр, По словам соседей, они изредка видели его крадущимся по двору. Но дома есть нечего - даже хлеба нет от слова совсем. Наверняка, чтобы спастись от голодной смерти, Александр и обратился в СМИ.
Пенсия старушки составляет около полутора тысяч гривен, в свое время к странной семье заходили представители разных церквей и кормили их. Однако, по словам соседей, в итоге верующие исчезли - хозяин квартиры постоянно проклинал Бога.
Иду по соседям, хочу понять, как столько лет рядом с ними живет человек, фактически похоронив себя заживо, а они ничего не предпринимают. Оказывается, многие просто… боятся. Предпочитают держаться подальше и делать вид, что ничего не происходит. Официальные службы не вызывают, как и полицию – явно не верят, что это поможет.
- Да я просто боюсь эту парочку, - дергается от вопроса женщина с ребенком во дворе.
Судя по всему, чтобы Александр и его мама не подорвали газом весь дом, жильцы втихую подкрутили им вентиль.
Соседка через стенку оказалась более лояльной. Говорит, что этих странных людей надо просто жалеть.
- Когда у них рецидивы, то они сами постоянно звонят и в полицию, и в МЧС. Я в психиатрическую службу обращалась, а там говорят – мы их госпитализировать не имеем права. Они-де, не буйные, и без согласия их или опекуна – не положено.
Соседка говорит, хотя бы волонтер нашелся, чтобы их подкармливал, а так пусть бы оставили в покое. И ремонт делать они, конечно же, не будут, даже, если и денег им дадут.
Сотрудники телеканала, к которым изначально обратился Александр с просьбой о помощи, уже связались с руководством местной райадминистрации - чтобы социальные службы разобрались с проблемой. Чиновники пообещали заняться. Но пока все остается, как есть.