Владислав Полевой в прошлом году окончил 11 классов и решил поступать во Львовский национальный университет им. И. Франко на исторический факультет. В том числе и потому, что там есть военная кафедра. Но для страховки подал документы еще в Сумы, Харьков и Полтаву.
- Решение поступать созрело только в 11-м классе. Долго не знал, куда податься. Когда определился, бросился искать репетиторов. Их с горем пополам нашел только к октябрю, многие уже не желали брать на себя подготовку, - рассказывает юноша. - Раз в неделю ходил на украинский, историю Украины и географию. В итоге сдал на 165, 178 и 175 баллов соответственно. Баллы – средние, и для Львовского национального не хватило. Отправился в Сумской педагогический имени Макаренко.
Влад жалеет, что не начал подготовку к ВНО еще в 10-м классе и упустил время.
Владислав прошел в наименее рейтинговый вуз из выбранных им, но попал на бюджет по желаемой специальности. А это значит - цель целью, а подстраховка у абитуриента должна быть. Потому в списке выбранных учебных заведений должен быть стопроцентный вариант пройти на бюджет.
- Выбирать запасные вузы посоветовали друзья. Это ход много кому помог и обезопасил от попадания в ПТУ, а кого-то и в армию, - шутит экс-абитуриент Владислав.
Потому в противовес, например известному НПУ им. Драгоманова лучше в запасе иметь условный Глуховский педагогический, где идет недобор - если ваша цель учиться на бюджете.
Практика показывает, что результаты из разряда 190+ возможны только у детей, которые имеют глубокие знания по предмету и отличную базу, наработанную начиная с первых вплоть до выпускных классов.
- Условный троечник по украинскому языку не сдаст тест на 198 баллов, если решил его выучить на пять с плюсом за два года, - рассказывает репетитор украинского языка и преподаватель этого предмета в ХТК им. Кожедуба Наталья Щасная. - Я подготовила за свою практику более 200 абитуриентов. Баллы на уровне 190+ были только у тех, кто приходил ко мне с сильной базой. Таким детям репетиторы особо не нужны, они сами по себе стоят на уровне олимпиад. А вот троечники в основном могли выйти за год подготовки на твердое четыре.
Старайтесь тестировать свои знания в процессе подготовки. Делать это можно как с помощью учебников по подготовке к ВНО, так и онлайн на сайтах в интернете. Изучайте и запоминайте свои ошибки – это сослужит хорошую службу во время самого написания ВНО. Такая самотренировка позволит вам научиться хорошо ориентироваться в самих тестах и вариантах ответов, которые там будут.
- Были случаи, когда дети запоминали свои ошибки и встречали эти вопросы на ВНО, где, уже зная ответ, спокойно набирали свои баллы, - рассказывает Наталья Щасная. - Это эффективнее, чем бесконечное конспектирование и чтение. Все банально: чтобы хорошо сделать тест, надо делать тест.
Самое глупое, что может сделать абитуриент, - надеяться успешно списать. Телефоны, шпаргалки и прочее мало помогут, так как дело придется иметь с большим объемом тем и вопросов, предугадать все не в силах даже специалистам. А пытаясь впопыхах спрятать ненужный листик или разглядеть запись на руке, вы только спровоцируете собственное удаление из аудитории. Оспорить его потом очень сложно.
Побывать в рядах абитуриентов пришлось в этом году и выпускнице бакалаврата издательского дела и редактирования КУ им. Б. Гринченко Екатерине Сидорук. Девушка хотела пойти в магистры на менеджмент, и у нее получилось!
Причем куда лучше, чем она ожидала. Помня неудачный опыт прошлых лет, когда Катя немного не дотянула до бюджета, она наняла репетиторов, но только по тем дисциплинам, которые идут слабее.
- Я наняла репетитора по английскому, поскольку с ним у меня было совсем плохо. По другим предметам учила все сама, составила свой график и хотела поступить на бюджет, - рассказывает Катя Сидорук. - Вышло даже лучше, чем рассчитывала. Думала попасть снова в университет им. Гринченко, а поступила в им. Шевченко на бюджет.
Потому поступать на магистратуру, по мнению Екатерины Сидорук, гораздо легче, чем на бакалаврат. Конкурировать приходится не с огромным потоком выпускников с высокими баллами, а с дипломированными бакалаврами. Знания по школьным предметам за четыре года у большинства слабеют. И если хорошо подготовиться, проще оказаться в начале списка поступивших.
Рекомендации дает столичный психолог Екатерина Шевченко.
Не давите на ребенка
Родители часто переоценивают детей, возлагая на них неоправданно большие надежды. Выкладывают солидные деньги на репетиторов и постоянно об этом напоминают. Давят на школьника фразой: "не поступишь - будешь коровам хвосты крутить".
Лучше не нагнетать обстановку, верьте в детей и поддерживайте их, спрашивайте и вникайте в нюансы подготовки, обсуждайте процесс их обучения. Это морально укрепит детей перед ВНО.
Волнуйтесь, но не паникуйте
В любом случае ребенок будет нервничать. Главное - не допустить, чтобы переживания переросли в панику или страх. Не помешает уяснить: ВНО не приговор, жизнь не закончится, если вы не получите нужный результат.
Идти сытым и выспавшимся
За два-три дня до сдачи ВНО лучше ничего не учить и не пытаться усвоить то, что не выучили за год или два. Иначе рискуете перемешать в голове даже те знания, которые есть.
Идите на ВНО не голодным, а позавтракав, выспавшимся и отдохнувшим. Это поможет сконцентрироваться на самом тесте.
Воспитывайте в ребенке системность
Если ваш сын или дочь заняты с детства спортивными секциями или уроками музыки - это плюс. Ребенок уже знает, что такое системность. К ВНО нужно готовиться именно системно, а не по собственному желанию - от случая к случаю.
В этом году на пробное ВНО зарегистрировались 167 803 школьника. В 2018 году эта цифра была примерно такая же - около 168 тысяч человек.
Всего же в независимом оценивании примут участие примерно 332 тысячи выпускников (в 2018 году - 335 472 человека).
"А давайте как-то укрепим отношения между учителями и учениками?" - наверное, таким вопросом задавались в Министерстве образования и науки, когда вносили изменения в приказ о государственной итоговой аттестации (ГИА) для 9-х классов. Теперь третий предмет на ГИА выбирает педсовет, ориентируясь на пожелания учеников. Тем самым МОН хочет, чтобы выбор происходил на принципах педагогики партнерства.
- Педсовет не может самостоятельно и безапелляционно определять третий предмет, предварительно обязательно нужно узнать мнение детей и их родителей. Стоит вести открытый диалог, учитывать "профильность" класса и т.д., - отметила министр образования и науки Лилия Гриневич.
Все бы ничего, но зачем так усложнять? Почему не предоставить самим ученикам решать, какой третий предмет они хотели бы сдавать? Первые два за них уже выбрал МОН - украинский язык и математика обязательны. А вот выбор третьего лег на плечи учителей. Ну да, якобы школьники будут иметь право голоса, но ведь педсовет должен выбрать один предмет на весь класс. То есть учитываться пожелания будут не индивидуально, а коллективно.
А что, если кто-то из класса окажется в меньшинстве и выступит против навязанного им выбора? Гуманитарий против технарей? Открытый диалог может превратиться в затянувшуюся дискуссию и балаган.
- Изменение мы предусмотрели в связи с многочисленными обращениями в министерство учеников и их родителей, поэтому надеемся, что решение о выборе третьего предмета будет приниматься спокойно и без скандалов, - объяснили "КП" в Украине" в МОН. - Этот принцип ведь работает в простой жизни - путем голосования и высказывания пожеланий каждого принимается решение для всего коллектива.
Хотелось бы напомнить Министерству образования и науки, что такой принцип в обычной жизни не всегда проходит без скандалов, а иной раз доводит и до драк.
- Ранее третий предмет выбирали сами учителя, теперь же мы хотим, чтобы они учитывали пожелания учеников - должен быть диалог, - еще раз напоминают нам в МОН. Но на вопрос, почему сразу не предоставить школьникам самим решать, какой третий предмет им нужнее, отвечают: - У нас такой практики ранее не было.
Но у нас раньше и учителя предметы на экзамен не выбирали, а теперь - да.
Выбрать третий предмет можно среди следующих: