"Эффект Моны Лизы" (Mona Lisa Effect) - так называют иллюзию, которая возникает, когда наблюдатели рассматривают тот или иной портрет, особенно из числа висящих в галереях. Порою кажется, будто бы человек с живописного полотна сопровождает взглядом людей, пришедших взглянуть на него. Считалось, что знаменитая картина кисти Леонардо да Винчи - та самая "Мона Лиза", или "Джоконда" - демонстрирует иллюзию особенно выразительно. За что эффект и был назван ее именем.
Немецкие ученые - профессор Гернот Хорстман из Билефельдского университета и его коллега Себастьян Лот - выступили недавно с опровержением. В статье, опубликованной в начале 2019 года в научном журнале i-Perception, они сообщили: портрет Моны Лизы не имеет никакого отношения к одноименному эффекту. Мол, это заблуждение, точнее, самовнушение.
Прежде всего немцы выяснили, куда на самом деле смотрит женщина. Эксперименты, в которых участвовали 2 тысячи добровольцев, продемонстрировали: взгляд Моны Лизы устремлен в точку, которая расположена на расстоянии 35,5 сантиметра от нее. Глаза женщины скошены влево под углом 15,4 градуса. Наблюдателю, стоящему непосредственно перед портретом, кажется, будто бы Лиза смотрит вправо.
Профессор Хорстман объясняет: "эффект Моны Лизы", конечно же, существует. Но иллюзия возникает в том случае, если глаза на полотне смотрят прямо - под углом в 0 градусов. Или под небольшим углом. Для картины Леонардо да Винчи он не должен был бы превышать 5 градусов. А имеющийся - в три раза больший - угол уже, что называется, перебор. То есть "эффекта Моны Лизы" Мона Лиза не создает.
Разгадав одну загадку, исследователи создали другую. Что находилось в 35,5 сантиметра от женщины, позировавшей Леонардо да Винчи? Что так сильно привлекло ее внимание?
|