Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

"Новая украинская школа" в действии: что изменилось

Фото: Фото: Марина Куценко

Реформа образования стартовала осенью помпезно и - как любой первый блин – стала комом. Тогда некоторые школы не успели подготовиться к 1 сентября: где-то не закупили одноместные парты, а где-то из-за реформы пришлось открывать восемь первых классов. А ведь впереди нас ждут следующие этапы НУШ ("Новая украинская школа").

"КП" в Украине" созвонилась со школами, где возникли проблемы с внедрением новых стандартов образования, и выяснила, как сейчас там обстоят дела.

Парты наконец завезли

Одноместные современные парты для первоклассников – один из главных пунктов в реформе НУШ. На их закупку выделили деньги, но на местах не везде вовремя провели тендеры, и в итоге к 1 сентября остались без "правильной" мебели.

Выкручивались как могли. Нашумел случай в Подольске Одесской области, где распилили старые двухместные парты и подставили дополнительные ножки.

- Мы называем это не "распил" старых парт, а их модернизация – из двуместных в одноместные парты, - рассказала "КП" в Украине" директор школы №5 Подольска Антонина Лайтан. - Эти парты очень хорошие и удобные, и высоту стола можно регулировать под рост ребенка. Мы их оставили, хоть и получили уже новые современные.

С партами впросак попала не только Одесская область.

- Школе выдали новые столы, но стандартного образца - рассчитанные на двух учеников, - рассказали нам в одной из школ Ивано-Франковска. -  Мы не стали самовольно преобразовывать их и сделали возврат. Нам вернули деньги, но их оказалось недостаточно для закупки одноместных парт, и школьная администрация выделила необходимую сумму. Современные парты были куплены на протяжении первого учебного месяца. А вот интерактивную доску мы получили позже - как подарок ко Дню святого Николая.

В целом все необходимое уже поступило во все украинские школы – столы, доски, буквари и развивающие игровые наборы.

"Боимся представить, что ждет 1 сентября"

Согласно новой реформе образования, учебные заведения обязаны зачислять детей по месту их фактического проживания, и вот возникла сложная ситуация – школы-то не резиновые.

Рекордное количество первоклассников в 2018 году набрала Славянская гимназия в Дарницком районе Киева – 8 первых классов, в каждом из которых по 34 ученика.

- Парты у нас есть, и доски есть, а вот места нет, - рассказали "КП" в Украине" в гимназии. - Мы расставили столы так, чтобы и деткам, и учителям было комфортно заниматься, и вроде пока все хорошо, ну а дальше-то что?! В этом году выпускается всего 4 класса, а набрали мы 8 первых. Мы даже боимся представить, что нас ждет 1 сентября! В прошлом году очень многим пришлось отказать даже по прописке – ну нет у нас столько места, и так свыше нормы зачислили.

Как говорят представители Славянской гимназии – и письма пишут в местную администрацию, и пороги обивают. Но пока конкретного ответа не получили: что будет со школой в новом учебном году – треснет по швам или вовсе закроет свои двери для новых первоклашек?

Все зависит от учителя

Положительные моменты в НУШ тоже есть. В частности, это игровая форма обучения. По словам родителей, дети с радостью ходят в школу, где учитель не просто заставляет их по указке читать, а в легкой и интересной форме преподносит информацию. Но тут все зависит от педагога.

- В нашей школе всего два первых класса, правда, в каждом по 35 человек, и места в кабинете не так уж и много, как хотелось бы, - поделилась с нами мама из Ивано-Франковска. - Но у нас отличная учительница, которая каждый метр приспособила под детей. К примеру, кабинет поделен на конкретные уголки, а в центре в форме круга расставлены парты. Есть "уголок уединения" - если ребенок устал или ему все надоело, он имеет право сесть на пуфик в этом уголке и побыть один. При этом никто его не трогает, пока он сам оттуда не выйдет. Есть "уголок исследователя", где дети через микроскоп могут рассматривать разные предметы, только вот самого микроскопа пока нет – дорогой он и еще не закупили.

Следующие этапы

В конце 2018 года в МОН подвели небольшие итоги. По словам советника министра образования и науки Оксаны Макаренко, первым этапом реформы остались довольны.

- Действительно были проблемы с закупкой новой мебели и учебников для первоклассников. Дело в том, что не все местные самоуправления смогли сориентироваться вовремя и своевременно произвести закупку необходимого. Но за пару месяцев ситуация исправилась, и сегодня все школы оснащены необходимым, - говорит Оксана Макаренко, - Также мы подвели итоги внедрения новой методики. Если в начале сентября многие переживали за игровой принцип обучения, в итоге оказалось, что такой подход в образовании отличился хорошими показателями. Отмечается лучшее психологическое состояние детей, менее агрессивное. И один из ключевых моментов – дети с радостью посещают школы и даже скучают по урокам на каникулах. В большинстве НУШ дает положительные результаты.

Оксана Макаренко рассказала, что следующий этап в новой реформе образования коснется самих учителей. Например, в ближайшем будущем запустят пилотный проект: на добровольной основе любой педагог сможет проверить свои знания и, получив специальный сертификат, претендовать на надбавку к зарплате.

А еще, по словам советника министра образования и науки, исчезнут родительские комитеты. Вместо собраний в классе будут индивидуальные встречи учителя с родителями и никаких дебатов на тему "скинемся на шторы". Школа перейдет на сотруднические отношения с родителями и учениками, и будут выстраиваться необходимые комфортные условия существования ребенка в стенах учебного заведения.

Мнение педагога

Зря отменили собеседования

- Раньше отбирали детей в формате собеседования – тестировали ребенка и в зависимости от его подготовки направляли в соответствующий класс, - говорит учительница из Львова. - Теперь же мы должны проверять прописку и делать поблажки, если в школе уже обучается старший брат или сестра ребенка.

В итоге получается, что в классе на равных учатся и те, кто уже умеет читать, и те, кто лишь впервые буквы увидел. А ведь это тоже не совсем правильно – учитель каким-то образом должен учитывать способности детей, находящихся на разных уровнях образования.

Мало того, когда в классе 35 детей и среди них есть один особый ребенок, требующий большего внимания, – задача усложняется в разы.