Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Фейсбук мертв, а мы еще нет

Фейсбук мертв, а мы еще нет
Фото: Фото: REUNERS

Закручивать гайки и становиться все менее удобным для пользователей Фейсбук начал почти незаметно. Сначала появилось больше ненужной рекламы - и пользователи заподозрили соцсеть в слежке. Потом Марк Цукерберг объявил, что Фейсбук будет более семейным, и юзеры перестали видеть интересный контент, на который подписывались. Лайкать стало бессмысленно, продвигать контент - дорого. За последний год соцсеть претерпела ряд настолько неудобных для пользователей изменений, что некоторые юзеры заявили о "конце" Фейсбука. 

Вас читает только мама

Фейсбук в первую очередь ценили за возможность удобно и быстро продвигать контент. Одним из эффективных инструментов ранжирования информации, а также расширения аудитории служили "лайки". Они выполняли две функции. Первая: чем больше людей оценивали ваш пост, тем больше ваших френдов видели его в ленте новостей. Второе: в ленте друзей пользователя, который вас лайкал, появлялось уведомление об этом. 

Почему и кому это было полезно? Полезно - и авторам, и читателям. Первые, не имея большого количество подписчиков, могли очень быстро продвинуть свой контент и наработать аудиторию. Вторые получали широкий спектр мнений и могли выбирать то, что им интересно.

Что произошло? После обновления Фейсбука в начале 2018 года приоритет лайков ушел. Это произошло по двум причинам. Первая - убрали функцию уведомления. Второе - Фейсбук стал более "семейным", и пользователи попросту перестали видеть контент, на который подписаны. А значит, и лайкать тоже перестали.

Все случилось почти незаметно. Весной 2018 года соцсеть оштрафовали более чем на 600 тысяч долларов из-за британской компании Cambridge Analytica, которая собирала данные пользователей через свое приложение в Facebook и использовала их для размещения политической рекламы. После этого Марк Цукерберг объявил, что соцсеть станет показывать больше постов от друзей. 

В итоге большую долю отображения ваши посты получат в ленте друзей. Еще больше - члены семьи, если они отмечены в вашем профиле, и меньше всего достанется подписчикам.

На первый взгляд, это разочарование должно было коснуться только лидеров мнений, у которых большое число подписчиков. То есть, если у вас, например, 200 друзей и 10 подписчиков, серьезных перемен вы не ощутите. 

Но на самом деле неудобство коснулось не только авторов, но и читателей. Если первым теперь приходится больше платить Фейсбуку за рекламу, так как продвигать контент "бесплатными" инструментами в виде "перепостов" и "лайков" стало почти невозможно, то последние стали видеть меньше полезного контента, на который специально подписывались. 

Слежка за юзерами

Никто с точностью не знает, как устроены алгоритмы Фейсбука, по которым он предлагает пользователям рекламу или новых друзей, но социальную сеть не раз обвиняли в том, что она следит за своими юзерами.

Например, после личной встречи с человеком Фейсбук может неожиданно предложить добавить его в друзья. Даже если с этим пользователем у вас нет общих друзей. Существует предположения, что Фейсбук отслеживает местоположение юзеров - если на вашем девайсе, например, включен GPS, а затем использует эти данные, чтобы формировать списки рекомендованных друзей.

В 2016 году представители Фейсбука действительно признавались, что геолокация - один из факторов определения возможных друзей. Но затем все опровергли.

Вас подслушивают

Вы в кафе с друзьями говорили о том, что планируете купить новый блендер или между делом поделились с кем-то из коллег, что хотите купить кота. При этом ничего специально не гуглили. Но вот уже вечером в этот день Фейсбук подсовывает вам рекламу блендера или корма для котов. Паранойя? Такие истории были и остаются далеко не редкостью. Некоторые пользователи предполагают, что Фейсбук незаметно использует микрофон на наших девайсах, чтобы формировать объявления и ленту новостей. Но представители компании отвергают подобные обвинения. 

Даже если вас нет

Даже если у вас нет аккаунта в Фейсбуке, то компания, скорее всего, отслеживает вас через страницы, которые вы посещаете и которые доступны и без регистрации в соцсети. Например, вы можете заглянуть в профиль знаменитости или зайти на свою бизнес-страницу. На эту тему масштабное исследование проводило Бельгийское агентство по защите данных. Эксперты утверждают, что социальная сеть отслеживает ваши действия при помощи cookie-файлов на наших компьютерах. 

Секса больше не будет

Последнее новшество месяца - Фейсбук запретил говорить о сексе и предлагать его. 

9 декабря администрация соцсети внесла изменения в раздел о сексуальных домогательствах. Теперь на просторах социальной сети можно говорить о сексе в негативном ключе - свободно обсуждать проблемы насилия и домогательств, но запрещено, например, заниматься секс-просветительством.

Неугодный контент сводится к фразе - тот, "который побуждает к половым контактам между взрослыми". Под запрет попали любые изображения сексуального характера, даже если они нарисованы от руки, "сексуально-провокационный сленг" и даже неочевидные высказывания, вроде "хочу развлечься сегодня вечером". Кроме того, пользователям запрещено создавать и приглашать друг друга в секс-чаты, размещать объявления о съемках порно или наборе в стриптиз-шоу, упоминание сексуализированных частей тела (например, груди или попки).

Одна из вероятных причин, почему Фейсбук ужесточил правила, - снова скандал. Весной 2018 года компания получила иск по обвинению в пособничестве секс-торговле. А после того Сенат США в апреле принял закон FOSTA-SESTA, запрещающей секс-торговлю. 

Бан происходит не автоматически, а только в том случае, если кто-то на вас пожалуется. После вступления правил в силу многие топовые секс-блогеры, которые в своих аккаунтах рассуждают на деликатные темы, в один голос стали бить тревогу - Фейсбук, а вместе с ним и принадлежащий соцсети Инстаграм, блокировали и удаляли их страницы.

Кстати

В январе 2018 года, по данным внутренней статистики Фейсбука, количество украинских пользователей (за 12 месяцев) выросло с 6,6 миллиона до 11. Самый большой всплеск произошел в мае 2017-го, после того как "ВКонтакте" и "Одноклассники" попали под санкции. 

Есть мнение

Евгений Ихельзон, журналист:

- Если бы Фейсбук в 2013-м работал так, как он работает в 2018 году, в Украине не случился бы Майдан. Все смыслы, которые производились бы здесь, не были доступны широкому кругу людей. Более того, если какой-то программный критический политический текст охватывал бы большие аудитории, его бы глушили вручную или удаляли из-за жалоб пользователей. Фейсбук предотвращает создание новых смыслов и не поощряет их носителей. Теперь нельзя повлиять на ситуацию в стране и в мире с помощью бесплатных лайков и шеров. 

Радмила Хакова, журналистка:

- Я очень любила Фейсбук (и вести, и читать), потом стало дико раздражать. Хотела удалиться, но жалко, честно - не могу смириться, что это конец. Мне тут нравилось! Тут были вы! Тут была наша искренность и свобода - RIP.

Что стало со старым добрым (молодым и злым) Фейсбуком? Лента - это сегодня что? То, что кто-то другой для меня собрал?

Друзей не вижу, друзья не видят меня, на что подписывалась - не показывают, зато завалило тонной рекомендаций со всех сторон: тут нажми, здесь подпишись и выиграй, тут посоветуй Никите новых друзей (будто Никите мало лишних действий от старых).

Новости по теме: Фейсбук Социальные сети