Украину развитие этой сферы тоже не обошло стороной. С развитием всемирной паутины многие ниши электронной коммерции стали появляться как грибы после дождя.
Понятие “электронная коммерция” включает в себя возможность полностью завершить покупку товара или услуги на электронной площадке. Оно не ограничивается привычными нам сайтами на которых можно покупать или продавать товары. Так же сюда входят различные мобильные приложения, блоги и маркетплейсы.
Чем больше интернет и технологии интегрировались в нашу жизнь тем больше рос и становился более разнообразным рынок e-commerce. Уже сейчас мы можем наблюдать многомиллиардные обороты у таких маркетплейсов как AliExpress, Amazon, eBay и других. Украина в этом плане тоже имеет достаточно неплохие показатели.
Попытаемся разобраться что думают эксперты, касательно рынка электронной коммерции в Украине.
Один из основателей компании Promodo, обслуживающей около 20-25% игроков рынка e-commerce Украины, Александр Колб и предприниматель Виталий Яницкий, не видят никаких принципиальных различий в развитии e-commerce украинского сегмента, по сравнению с другими странами. Для более наглядного ориентирования рассмотрим поэтапно историю развития этого рынка в нашей стране.
Для Украины первый период начался примерно в 2004 году. Многие крупные бизнесы тогда не обращали внимание на онлайн-сегмент рынка и не видели в нем конкуренции. Почти все игроки оффлайна не верили в развитие онлайна, что также сильно влияло на его развитие, так как они не охотно отгружали товар e-commerce игрокам. До 2009 года рынок развивался органически, фактически все были одинакового размера. В стране отсутствовала экосистема для развития E-коммерс. Эксперт, Юлия Белинская, являющаяся главным редактором и издателем нишевого портала о ритейле Retail Community, сравнивает интернет-магазины этого периода с большим рынком, похожим на Одесский 7км или Харьковский рынок Барабашова. В таком виде крупные бизнесы не видели в онлайн-предпринимательстве никакой конкуренции.
Кризис 2008 года значительно перераспределил силы. Произошли перемены и в логистике. С 2009 года компания PGK GROUPE Виталия Яницкого запустила проект Postman, осуществляющий адресную доставку заказов для рынка электронной коммерции, а также проект Точка, где были совмещены сервис оффлайна и потребности онлайна. Тем самым появился импульс для развития электронной коммерции в целом, так как логистика является одним из ключевых факторов развития дистанционной торговли.
С февраля 2009 года интернет-магазин Rozetka, основанный Владиславом Чечеткиным, начал экспансию в регионы через сервисные центры Точка и это событие позволило в регионах начать формировать доверие к онлайн-магазинам. Изначально потребитель опасался покупать у неизвестного онлайн-магазина, и поэтому шел в оффлайн. Теперь же новые сервисы Точки позволяли перед покупкой ознакомится с приобретаемым товаром.
Пройдя кризис, рынок с 2010 года начал формироваться и переходить от органического развития к плановому, то есть проектному. Этому конечно способствовало развитие мирового рынка онлайн и конечно же российского, который был в свою очередь ментально похож на украинский. Начали развиваться сервисы для E-commerce: маркетинг, складские услуги, колл-центры и другие.
В 2011 году Виталий Яницкий планировал партнерство с Владиславом Чечеткиным в онлайн-проекте Label.ua. В команду пригласили менеджера мирового уровня Маурицио Аскеро. Запуск проекта был запланирован на весну 2012 года, однако из-за обвинений "Розетки" в неуплате налогов Яницкий изменил планы и запустил проект в формате закрытого клуба.
2011-2013 был периодом активного роста онлайна и формирования рынка с ежегодным 40% увеличением. В рынок начали инвестировать глобальные фонды и выходить стратеги, такие как Naspers и венчурных фонды такие как Flint Capital, Rocket Internet. Также началась синергия между фондами и игроками рынка, так в 2013 году Label Groupe, подконтрольная Виталию Яницкому, совместно с Flint Capital Дмитрия Смирнова, запустили совместный венчурный фонд с первичным портфелем в 10 млн. долларов для инвестирования в екомерс на рынках СНГ.
В 2013 году руководители компаний-лидеров логистического рынка Нова почта, MeestGroupe, приняли участие в первой выставку-ярмарке и конференции, посвящённой онлайн-ритейлу и технологиям B2B и B2C-сегментов. Это мероприятие посетили около 3000 человек, стенды представили порядка 50 компаний , которую организовали Pgk Groupe и Label Groupe, ивент организатором ярмарки, выступила компания I LOVE YOU.
В 2013 году Виталием Яницким даже была основана национальная премия UKRAINIAN E- COMMERCE AWARDS которой отмечаются лидеры отечественного рынка электронной торговли. Генеральным партнером всех мероприятий стала компания "Новая Почта", аудитором "прозрачности" голосования была компания Deloitte.
В последствии B2B-направление E-commerce Expo отделили в отдельное мероприятие – Ukrainian E-COMMERCE CONGRESS. Оно стало ежегодной конференцией, на которой встречаются ключевые игроки рынка.
А для контроля качества сервиса представителей рынка электронной коммерции запустили проект TrustedShops – сервис по оценке качества продукта рынка онлайн-торговли.
Эти проекты до сих пор актуальны. В 2016 году их объединили под брендом Ukrainian E-commerce Expert и передали управляющему партнеру Ирине Холод в управление и развитие. За 5 лет компания провела 17 мероприятий, с общим количеством участников 6500 человек, а партнерами выступили более 350 компаний.
2014 году в связи с очередным кризисом, рынок замер и с 2015 началась его консолидация. В связи с оккупацией территории Украины убыток понесли логистические компании, это привело к некоторому перераспределению сил в логистике. Лидером в логистике стала Новая Почта с долей более 50% рынка, PGK Groupe сделали M&A с Meest Group, активизировалась и Укрпочта.
В электронной коммерции Rozetka продолжила наращивать долю и заняла более 50% рынка, из фондов остался Rocket Internet с проектом Lamoda и Naspers с проектом OLX. Рынок снова стал наращивать темпы развития. Однако теперь он уже начал стремиться к монополизации.
Стоит учитывать, что в Украине существует и ряд препятствий, которые заметно тормозят развития рынка электронной коммерции. Так Александр Колб и Виталий Яницкий в первую очередь акцентировали внимание на не сформированной законодательной базе, которая могла бы регулировать деятельность отрасли. Например наложенный платеж, практикуемый Новой почтой, до сих пор не является узаконенным. Также дает о себе знать нестабильность политической обстановки, неторопливое внедрения 4G технологий и отсутствия развитой логистики. Однако несмотря на это мы видим постепенный стабильный рост Е-коммерс.
"Мы видим тренды укрупнения и существенного увеличение доли рынка маркетплейсами Rozetka, Amazon, Alibaba и др. Вероятно они пока не собираются сбавлять темпы и развивать свой сегмент рынка",- говорит Александр Колб.
Юлия Белинская обращает внимание на то, что интернет из малого бизнеса превратился в большой и он начал расти, но его еще нельзя назвать развитым. Сейчас уже наступила эпоха маркетплейсов. Маленькие интернет-магазины существуют но не претендуют на большую долю. 10 лет назад открыть интернет магазин было проще. Сейчас это требует в 10 раз больше инвестиций, вливание в рекламу, так как нужно каким-то образом выделиться среди конкурентов. За счет этого рынок стремится к монополизации.
Что касается будущего, эксперты единогласно сошлись во мнении, что нас ожидает обязательное развитие рынка электронной коммерции в Украине. При этом эксперты не берутся делать точных прогнозов. Например некоторое время назад было сложно представить услугу по перевозке людей как часть e-commerce рынка. Однако сейчас компания Uber ярко продемонстрировала обратное. Так же второй немаловажный аспект Е-коммерс, - это блоги. Например многим людям монетизация контента, через рекламодателей дает стабильную прибыль. И развития таких платформ как Youtube и ему подобных только укрепляют эту нишу. Так или иначе мировая тенденция показывает что этот рынок развивается колоссальными темпами и потому вряд ли Украина и наши бизнесмены останутся в стороне от клондайка под названием "электронная коммерция".