Ученый объявил о рождении первых в истории ГМО-детей, а сам бесследно исчез

Фото: Хэ Цзянкуй не появляется на публике уже много дней. Фото: youtube.com

Пожалуй, это была сенсация года. А то и десятилетия. Группа китайских ученых во главе с Хэ Цзянкуем из Южного научно-технологического университета в Шэньчжэне объявила о рождении первых генно-модифицированных близнецов. Как утверждают ученые, Нана и Лулу стали невосприимчивыми к ВИЧ. Якобы близнецы появились на свет здоровыми, как и все обычные дети. Если это так, мы имеем дело с революционным событием в науке и медицине, которое кардинально изменит облик человечества. Но есть одно но. Подобные эксперименты строго запрещены в большинстве стран мира, включая Китай. Хэ Цзянкуй вскоре после сенсационного выступления загадочно исчез.

Что сделали с Наной и Лулу?

По словам Хэ Цзянкуя, яйцеклетка матери Грейс была искусственно оплодотворена спермой, полученной у ВИЧ-инфицированного отца Марка. Сразу после оплодотворения яйцеклетки в нее был внедрен механизм редактирования гена, который удалил из генома участок ДНК, ответственный за внедрение вируса ВИЧ в клетку человека. Механизм, по словам ученых, успешно сработал, эмбрионы пересадили в организм матери. Женщина родила двойню.

Это вообще безопасно?

Сам Хэ Цзянкуй утверждает, что безопасно. Правда, никто пока "близнецов-ГМО" не видел и не обследовал. Пошаговых подробностей самого эксперимента пока тоже нет. Там очень много нюансов, и только полная информация позволит специалистам оценить истинные масштабы события.

Но что очевидно экспертам - подобное редактирование может вызвать мутации других генов. Кроме того, есть более безопасный способ профилактики ВИЧ-инфекции и предотвращения передачи вируса от инфицированного отца эмбриону. Эксперт из Университета Пенсильвании Киран Мусунуру считает, что медицинские риски проведения экспериментов, подобных китайскому, неоправданны. Если инфицированный партнер получает антивирусную терапию, то риск передачи ВИЧ эмбриону снижается на 96%. Специалисты уже сегодня могут проводить искусственное оплодотворение с очисткой цельной спермы и выделением из нее подвижных сперматозоидов с их последующим тестированием на ВИЧ. То есть без опасного вмешательства в геном будущего ребенка.

Какой закон

нарушил китаец?

Прорыв китайского ученого вызвал бурю негативной критики в мировом научном сообществе. И дело не в ревности коллег. По местным законам (как и в большинстве стран мира) ни один из исследуемых эмбрионов человека не должен использоваться в целях репродукции. То есть редактировать гены можно. Но выращивать потом живое существо запрещено. Измененные ДНК будут переданы следующим поколениям, и неизвестно, какие мутации могут возникнуть у детей и внуков генно-модифицированных людей.

Более 120 ученых Китая и других стран мира назвали "исследование" Хэ Цзянкуя сумасшедшим и потребовали законодательно запретить подобные исследования: "Ящик Пандоры открыт. Его нужно закрыть, пока еще не поздно".

Кстати, похоже, Хэ Цзянкуй намеренно пошел против закона. Как выясняется, ни в университете, ни в клинике, где проходил эксперимент, о нем ничего не знали. Хотя ученый обязан был сообщить о своих опытах до их начала.

После сенсационного выступления ученый… исчез. Его не могут найти журналисты.  Местные СМИ предполагают, что ученый сидит под домашним арестом и ждет окончания расследования.