Черная пятница  в старину: скидки называли уступками, а у магазинов устраивали дневные гуляния

"Черная пятница" в старину: скидки называли уступками, а у магазинов устраивали дневные гуляния

О возникшей в конце XIX века за океаном традиции устраивать в последнюю пятницу ноября глобальные скидочные акции в Украине тогда даже не догадывались. Не доходила еще до нас мода на американские тренды. Не приживалась она и не воспринималась. В чести были новшества из европейских столиц - Парижа, Берлина, Лондона. С другой стороны, независимо от Америки развитие торговли и бизнеса у нас шло в том же направлении. Появившееся понятие "распродажа" - не исключение. Листая подшивки газет, замечаешь: рекламных объявлений и предложений "самых выгодных цен" в конце ноября становится в разы больше, чем, допустим, в сентябре или мае. Все логично, ведь за месяц до новогодних праздников люди уже думают о подарках. И неважно, когда и где это происходит…

Недобросовестная конкуренция была всегда. Даже знаменитая "Мадам Клико" вынуждена была предупреждать о возможном фальсификате.

Конкуренцию считали безнравственной 

Впрочем, везде были свои особенности. В том же Киеве вплоть до 1834 года рекламы не было вообще. Ведь торговлю в городе координировал магистрат, определявший, сколько и каких магазинов нужно горожанам. Лишних не заводили, а хозяева разрешенных не считали нужным лишний раз себя рекламировать. А и действительно, зачем? Покупателю деваться было некуда, кроме как напрягаться и искать нужную и, считай, единственную в округе лавку. Диким как для сегодняшнего времени кажется и правило, когда конкуренция считалась чем-то позорным и безнравственным. Первой заповедью купца было: "Не отбивать ни у кого покупателя ни письменно, ни устно". 

После падения магистратской власти ситуация в корне изменилась, возникла конкуренция и необходимость бороться за покупателя. Первая реакция рынка - появление ярких, а иногда и наивно примитивных рекламных вывесок и товаров, выставленных на витринах. Тогда центром торговли Киева считался Печерский форштадт, и именно здесь торговые ряды впервые "оделись" в вывески. Со своими особенностями, конечно. Большинство торговцев выдавали себя за иностранцев: французов, итальянцев, англичан (так было проще "обрабатывать" клиентов), соответственно рекламу они делали на языках тех стран, из которых якобы приехали. У случайных приезжих складывалось странное ощущение непонимания, в какую же страну они попали. А затем, когда элитные салоны переместились на Крещатик, а торговые площади перешли к предпринимателям попроще, вообще произошла анекдотическая ситуация: иностранные буквы они сменили на русские, попытавшись сохранить транскрипцию. Получилась полная абракадабра.

Предметы дамского гардероба были востребованы и сто лет назад.

Поводы для гордости 

Тем временем Крещатик стал настоящей Меккой для шопоголиков. Появилась даже городская традиция прогулок средь бела дня вдоль магазинов улицы. Почему нет? Оформлено все ярко, тротуары чистые, ровные и ухоженные, с лавочками, вдоль улицы на любой вкус ждут клиентов всевозможные кофейни, вареничные и пивные. 

В пользу такого резкого и качественного развития сработало несколько факторов. Киев стремительно рос и развивался, став привлекательной площадкой для ведущих европейский брендов. Это не шутка. Делать покупки в нынешней столице Украины считалось модным, престижным и… экономически выгодным. Свои плюсы дали и ежегодная контрактовая ярмарка, куда съезжались купцы едва ли не со всей империи, и проведенная в 1913 году всероссийская выставка. И как закономерный результат - признание Киева лучшим торговым городом на территории империи. По ассортименту товаров, по уровню организованности торговли, по качеству обслуживания. Было чем гордиться киевским купцам. 

 
 

Кстати

Книжных магазинов было больше, чем булочных 

В конце XIX века в Киеве посчитали магазины. Оказалось, что их около 400. Любопытно, что первое место заняли бакалейные (92 точки), второе разделили  готовой одежды и суконно-мануфактурные (53 и 52), а на третьем были книжные (50). Все остальные остались далеко позади - обувные (23), кондитерские и булочные (22), табачные (14) и огородного инвентаря (3). На первый взгляд удивительно, что в списке нет детских магазинов. Действительно, такой специализации тогда не существовало. Одежда и литература продавались в профильных заведениях, а вот игрушки нет - только на специальных ярмарках и только перед праздниками.

110 лет назад в газетах, как и сегодня, рекламировались неожиданные и модные новинки.
"Черная пятница" 20 ноября 1898 года. В газете "Киевлянин" предлагают купить ноты со скидками (уступками) для учащихся. 
Наиболее востребованными были товары из Европы, о США в объявлениях - ни слова. 

 

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях