Загрузить еще

"Я памятник себе не возведу - достаточно под задницею стула": о чем пишут поэты, устроившие поножовщину в Москве

Фото: Виктор Куллэ говорит, что его друг сам порезал себя ножом, потому что не умеет пить.

Литературная Москва обсуждает громкую новость – известный поэт попал в больницу с ножевым ранением и обвинил в нападении своего коллегу по перу.

Сначала агентства дали сухие сводки и назвали имена: 70-летнего Ивана Жданова ранил преподаватель Литинститута Виктор Куллэ. Позже журналисты связались с последним. К тому времени он уже провел ночь в полиции.

"Ваня хотел рассказать что-то о гиперстрофе"

Рассказывает Виктор Куллэ.

- Все началось еще 13 ноября, во вторник. Меня попросили приютить поэта Ивана Жданова, приехавшего из Барнаула. До этого Жданов жил у другого поэта. По вторникам я преподаю в Литинституте. Я привел Жданова на семинар, где он выступил перед моими студентами. Но потом произошло непредвиденное. Ваня попал на якутскую презентацию и выпил чего-то, а пить он не умеет. Ваня хотел рассказать что-то о гиперстрофе. Этой идеей он одержим в последнее время. Но что это такое - никто не знает, хотя Ваня пытается апеллировать к Гаспарову. Он начал рассказывать это студентам, а когда те заметили, что сейчас проходит обсуждение подборок одной из семинаристок - устроил скандал. Кричал, что он великий русский поэт и что он не хочет слушать студентов.

…Утром, часов в семь, он разбудил меня и стал требовать выпивку. Я отказал. Тогда он стал оскорблять меня. Снова говорил, что он великий русский поэт, а я - мажор… Весь пол в коридоре был залит моей кровью. Я побежал на кухню, взял нож и сказал Ване, чтобы он убирался. Увидев нож, он сказал, да-да, ушел в комнату и пропал. Я заглянул туда и увидел странное. Что Жданов стоит возле балкона без штанов, с окровавленной, простите, попой. Я спросил, что случилось, он сказал, что теперь точно меня засадит. Я не наносил ударов Ване. Я считаю, что все произошло потому, что Жданов не умеет пить, - рассказал 56-летний литератор "КП".

Через час в двери позвонила полиция. Куллэ сказали, что Иван Жданов истекает кровью и находится в реанимации. Прошедшие сутки преподаватель провел в отделении полиции. О том, что Иван Жданов не умеет пить, говорят и его знакомые в Фейсбук.

Иван Жданов на злополучном семинаре. Фото: Фейсбук

Куллэ писал на Жданова рецензии

Иван Жданов и Виктор Куллэ хорошие друзья, последний даже написал этой весной большой материал о творчестве своего коллеги.

- Когда в 1986-м я приехал в Москву, чтобы поступать в Литинститут, едва ли не первыми литературными именами, услышанными в недрах общаги, стали имена поэтов-метаметафористов: Жданова, Ерёменко, Парщикова. Их обсуждали активно, равнодушных не было. Ошеломлял разброс оценок. Кто-то полагал, что всё это лукавый выпендрёж, за которым ничего не стоит, кроме желания литературного скандала — кто-то с ума сходил от восхищения и подражать пытался. Почитав манифесты теоретиков — Кедрова и Эпштейна — что такое метаметафоризм (или, как ещё говорили, метареализм), я так и не понял, - вспоминал Виктор Куллэ.

Куллэ – кандидат филологических наук, член Союза писателей Москвы, известен как первый литературовед, чья диссертация была посвящена Иосифу Бродскому - "Поэтическая эволюция Иосифа Бродского в России (1957—1972)". Его собственные стихи относят к попсмодернизму.

Иван Жданов закончил журфак МГУ и является лауреатом премий Андрея Белого (1988), Аполлона Григорьева (1997), Арсения и Андрея Тарковских (2009). Его причисляют к метареалистам. Последние 20 лет он также увлекается фотографией, его выставки проходили, в том числе и в Киеве, сейчас живет в Крыму.

ПРОЧИТАНО В СЕТИ

"Дуэли уже не те..."

Ссора двух поэтов вызвала множество саркастических комментариев в социальных сетях.

"Встретился однажды поэт с поэтом..."

"Наконец-то нормальные новости".

"Новости культуры".

"Оказывается, истинные поэты вот так проводят время. Как скучно я живу".

"Гений и злодейство".

"Криминальная сводка, которой мы не заслужили".

"Дуэли уже не те...".

 

О чем пишут Иван Жданов и Виктор Куллэ

ИВАН ЖДАНОВ

***

Прозрачных городов трехмерная тюрьма,

чья в небесах луны не светится земля,

где мачты для гробов и статуи ума

в сыпучее метро уходят до нуля.

 

Там скрипка — то капкан, то мертвый каталог

полетов и судеб, засосанных землей.

Для безымянных дней единственный итог:

песочные часы, набитые золой.

 

***

Замедленное яблоко не спит,

украденное облако не тает —

в другие времена оно летит,

а в этих временах оно летает.

 

Невнятное, как вольный парадиз,

оно уже о том напоминанье,

что создано когда-то сверху вниз

измученное славой мирозданье.

 

И воздух перекошенным стоит,

когда его отсутствием питает

не облако, которое летит,

а облако, которое летает.

 

***

Я не лунатик, я ногами сплю.

Вокруг меня помпезные колонны —

я их корней не чувствую, они —

застывшие глотки незримых горл.

Что недопито или что еще

им выпить предстоит, какой отравы?

Учитывая почвы этих мест,

они должны быть красными, как кровь.

Но нет, в подтеках, серые, на них

надеван камень, но не лунной пробы,

а той, что близок звук какой-то — "у".

Вот доигрался, вот уже собаки

хватают сумрак заполошным лаем,

как одеяло, под которым чуют

клубящийся волчатник или след.

След? Но кому он нужен, этот след?

Пусть кто-нибудь его другой доносит.

А я стою. Вокруг меня колонны —

Бирнамский лес, застывший на ходу.

ВИКТОР КУЛЛЭ

Виктор Куллэ. Фото: ВКонтакте

* * *

Все рушится. Поэтому не стоит

страшиться приближения смычка,

когда тебя, как инструмент, настроит

Маэстро деловитая рука —

 

ведь музыка, которая настанет

когда ты пересилишь смерть свою,

сулит не увядание и старость —

но попросту равна небытию,

 

поскольку сам герой не опошляет

миф, явленный живущим погодя:

с последней точкой, и с последней шляпкой

бессмысленно забитого гвоздя.

 

* * *

Птицы, полные говна,

заселили воздух.

Исчисляется в гринах

стоимость навоза.

 

Тяжкий труд ученика

не в чести сегодня.

Петь — отстой, а гадить — в кайф,

и притом доходней.

 

В пении отнюдь не спесь —

музыка первична.

Эта редкая болезнь

недемократична.

 

Гадить — всякому дано.

Тут секретов нету.

Удобряет гуано

мертвую планету.

 

* * *

Я памятник себе не возведу —

достаточно под задницею стула.

Я просто охраняю высоту

до смены караула.

 

И с этой невеселой высоты

отвечу высокоученой шобле:

я повидал без счета сволоты,

но чистых было больше.

 

И значит — при любом восстанье масс

не проканает пошлая партийность.

Так пепел превращается в алмаз,

давлению противясь.

 

Так посредине жизненной тропы

вступая в лес, встречают бестиарий.

Так безымянный человек толпы

чертами обрастает.

Новости по теме: литература