21 ноября
Загрузить еще

Что на самом деле скрывают этикетки, обещающие качество продукта

Что на самом деле скрывают этикетки, обещающие качество продукта
Фото: Фото: Архив «КП»
Владимир Лапа, глава Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защите потребителей
Фото: ЯНСОНС Оскар

ГМО без ГМО

В чем подвох

Эти три буквы, безусловно, пугают многих покупателей, и зачастую именно этикетка "Без ГМО" играет большую роль в выборе продукта. Но, к счастью, на законодательном уровне в Украине производство и продажа продуктов питания с добавлением генетически модифицированных организмов запрещены.

- Согласно нормам, если даже один компонент продукта содержит хотя бы 0,9% ГМО, то на этикетке должна стоять соответствующая надпись, - говорит Владимир Лапа. - А вот информация "Без ГМО" выносится на этикетку по желанию производителя, но она должна подтверждаться документально. Такие доказательства должны храниться в компании и предъявляться во время инспекций. 

Куда смотреть

В большей степени продукты питания в Украине не содержат ГМО, даже если на этикетке нет об этом информации. Но в любом случае внимательно следует читать состав на этикетке и проверять, не указан ли там даже минимальный процент содержания ГМО. 

Фермерский продукт без фермера

В чем подвох

В идеале под "фермерским" подразумевается натуральный экологически чистый продукт, произведенный на ферме в ограниченном количестве. Но на деле та же история, что и с "живым" - термин всего лишь является описанием продукта, но не его свойством. Зачастую "фермерское" вообще относится к коммерческому названию и только. Например, "фермерское" масло или "сельский" маргарин - это всего лишь название, а не заявка на качество продукции.

Куда смотреть

Никуда. Это слово на этикетке ровным счетом ничего не означает и ничего не сообщает покупателю. Всего лишь маркетинговый ход, в большинстве своем отлично работающий. Ведь охотнее покупатель берет с полки продукт именно с такой надписью, а если еще этикетка будет из "крафта" или минимизирована другими надписями - неосознанно потребитель "клюет" на уловку, считая выбранный продукт заведомо полезнее других. 

"Живым" пиво может быть только первые 3-4 дня после производства. Фото: Архив "КП"

Почти "живое"

В чем подвох

"Живое" - это всего лишь термин, а не особые качества продукта, прописанные в нормативных документах для пищевой продукции. И потому "живым" можно назвать хоть яблоко на прилавке, хоть пиво, где чаще всего и встречается сей термин. 

- "Живое" пиво - это пиво, в состав которого входит живая культура пивных дрожжей. Но данное понятие - "живое" пиво - и основные технологические требования к его производству определяет тот, кто сам его и производит, - рассказывает Владимир Лапа.

По закону, никто не запрещает назвать пиво "живым", ведь это звучит как прилагательное, наравне со "светлым" и "темным", и не заявляет о несуществующих свойствах продукта. И очень часто встречаются примеры, когда этикетка гласит "живое" пиво, а на обороте - все совершенно иначе.

Куда смотреть

В составе продукта под маркировкой "живое" пиво, во-первых, должны быть живые пивные дрожжи (микроорганизмы). Во-вторых, полезные микроэлементы и высокое содержание витамина РР (никотиновая кислота), которое и способствует образованию осадка на дне бутылки.

- Пиво со сроком хранения более 20 дней "живым" уже быть не может, - продолжает Владимир Лапа. - "Живое" пиво - не фильтрованное и, соответственно, не пастеризованное, и срок его хранения до 3-4 дней максимум, да и держать его нужно в прохладном месте. Если вы видите, что пиво с такой маркировкой расположено на прилавке при комнатной температуре - будьте уверены: "живое" - лишь маркетинговая уловка.

Термин "диетический" - самый коварный, на этикетке продукта должно быть разъяснение, при каких болезнях его можно есть. Фото: Архив "КП"

Диетический - значит любой

В чем подвох

А вот эта надпись на этикетке - самая коварная. Термин "диета" означает "правила употребления пищи исходя из ее состава и свойств", и потому "диетическим" может быть практически любой продукт, в зависимости от целей, которые преследует человек при соблюдении того или иного режима питания. К примеру, многие считают, что гречневая крупа - диетический продукт, но на упаковке едва ли сегодня можно повстречать надпись "диетический" на гречке. Зато на баночке с йогуртом или заменителе хлеба - эта маркировка тут как тут. 

Куда смотреть

Помимо основного состава на этикетке "диетических" продуктов должна быть информация и о том, как этот товар влияет на здоровье человека, какие лечебные свойства имеет и при каких заболеваниях или профилактических целях следует данный продукт употреблять. 

 

Органический и экологический 

В чем подвох

С этими "био"-продуктами уже сложнее. Все дело в том, что органическая продукция - это продукция, изготовленная без использования различных синтетических пестицидов и других вредных пищевых добавок. Красиво звучит на словах. Но по факту этикетки по типу "эко" или "био" чаще говорят о том, что данные продукты наносят меньше вреда окружающей среде, чем другие товары из этого сегмента. Можно, конечно, надеяться, что и для здоровья потребителя менее опасны, но тут уж до конца не угадаешь. 

Именно поэтому в Украине уже принят, но еще не вступил в силу (лишь с августа 2019 г.) закон, регламентирующий требования к таким продуктам. 

Через год маркировать продукты "органическими" можно лишь в том случае, если есть сертификат деятельности в этой категории. 

- Производители органической продукции обязаны будут проходить сертификацию с обязательной ежегодной выездной инспекцией, - рассказывает Владимир Лапа. - Но пока эта "био" деятельность в нашей стране четко не контролируется. 

Куда смотреть

Никуда. Наш собеседник уверяет: его ведомство постоянно проводит проверки производителей, которые специализируются именно на данном виде товара.

- Но при этом я не дам вам 100% гарантии на эти продукты, - уверяет Лапа.

Новости по теме: Продукты питания