Загрузить еще

Забытая Первая мировая: как украинцы с украинцами воевали

Забытая Первая мировая: как украинцы с украинцами воевали

11 ноября - день, который во многих странах мира считается национальным праздником. Во Франции и Бельгии - это День перемирия, в Канаде - День поминовения, в Великобритании - День памяти, в США - День ветеранов. Вспоминают жертв войны даже на Бермудских островах и Маврикии. 11 ноября   для многих - символ предупреждения. Армии 38 стран принимали участие в баталиях Первой мировой: 10 миллионов погибших, 20 миллионов раненых и покалеченных, перекроенная карта Европы… И это далеко не полный список последствий жуткой бойни, которые должны были стать этим "предупреждением". Для всех. Для тех, кто умеет учиться на ошибках и своих, и чужих.  

Если верить статистике, в боевых действиях "Великой войны" тем или иным образом было задействовано 3/4 населения планеты, и горячие точки отмечались едва ли не на всей карте мира. Но одним из эпицентров наиболее ожесточенного противостояния суждено было стать территориям, исторически населенным украинцами. Сражение, получившее название "Галицкая операция", состоялось в августе - сентябре 1914 года. Российские генералы тогда смогли реализовать свой план и уже 21 августа заняли Львов. Потом вступили в Восточную Галицию, взяли под контроль почти всю Буковину, продвинулись в Карпатах. Положение России на этих территориях было настолько крепким, что в начале апреля 1915 года Николай II посетил Львов, а затем - Перемышль. Дальше бои шли с переменным успехом: то австро-венгры теснили русских, то наоборот. Принято было так называть войска противников, хотя в действительности не последнюю роль в боевых порядках играли украинские солдаты. 

В российскую армию было мобилизовано около 3,5 миллиона этнических украинцев, проживавших в так называемых малороссийских губерниях. Так, в Харьковской губернии было призвано 49,1% мужского населения, в Полтавской - 49,4%, Киевской - 51,5%. Большинство новобранцев отправлялись именно в части Юго-Западного фронта. Выходило, что на линии фронта длиной в 400 километров едва ли не каждый второй солдат был призван из украинских губерний.

Со стороны противника в боевых действиях также принимали участие подразделения, укомплектованные украинцами. "Ненасытность царской империи угрожает нашей национальной жизни, которая нашла защиту в конституционном устройстве австрийской империи", - говорилось в Манифесте Главной Украинской Рады, созданной в начале августа 1914 года во Львове. На призыв ГУР вступать в ряды добровольцев откликнулись более 2000 человек, из которых был сформирован Украинский легион, позже он стал именоваться как легион украинских сичевых стрельцов. Всего же из 6,5 миллиона проживавших на территории Австро-Венгрии украинцев было мобилизовано 300 тысяч человек (около 9% от численности всей австро-венгерской армии).

Сколько всего украинцев приняло участие в этой вой­не, можно лишь предполагать, равно как и судить о потерях. Но различные подсчеты почти наверняка свидетельствуют - погибло в той, почти забытой сейчас войне около полумиллиона украинцев. 

В российской армии воевало 3,5 миллиона, а в австро-венгерской 300 000 украинцев. 

Из первых уст

"Силою исторических судеб наш народ раздроблен и входит неравномерными частями в состав государств, находящихся в положении противников, воюющих друг с другом. В этом трагизм положения украинцев", - писал 12 августа 1914 года в передовице "Украинской жизни", издаваемой в Москве, ее редактор Симон Петлюра. 

В тему 

Штабной вагон и мировая история 

Условия Компьенского перемирия 1918 года стали для Германии унизительными. Во-первых, она должна была освободить все территории, занятые в ходе войны, на границах, зафиксированных 1 августа 1914 года (день начала Первой мировой войны). Во-вторых, отказаться от выгодных для Германии условий Брест-Литовского договора с Россией и Бухарестского договора с Румынией. Кроме того, империя лишалась флота, все подводные лодки и боевые корабли подлежали интернированию. Наконец, практически полностью передавалась союзникам матчасть германской армии - артиллерия, самолеты, железнодорожные составы. Как писал в своих мемуарах Уинстон Черчилль, узнав об условиях перемирия, подписанных в его штабном вагоне, "маршал Франции Фердинанд Фош сказал: "Это не мир, это перемирие на 20 лет!". Странным образом к этому пророческому высказыванию имел отношения и вагон, где происходила историческая встреча. Установленный в Поляне перемирия у Дома инвалидов в пригороде Парижа по приказу Гитлера, он был конфискован из музея в 1940 году. По желанию фюрера именно в нем было подписано второе Компьенское перемирие, фактически означавшее капитуляцию Франции в войне с Германией. После чего вагон вывезли в Берлин. Одно из последних распоряжений Гитлера, датированное апрелем 1945 года, касалось уничтожения знаменитого вагона. 

Историческое фото: подписание Компьенского перемирия.

Дальше было

Крах Скоропадского и новая большая война 

Подписанное в Компьенском лесу перемирие обязывало Германию вывести свои войска с территорий, оказавшихся под ее контролем в ходе Первой мировой войны. В Украине они были совсем по другой причине - по соглашению с Центральной Радой, но вопрос их возвращения домой так или иначе был предрешен. Это понимал и гетман Скоропадский, находящийся на тот момент у  власти в Киеве. Точно так же, как и то, что без поддержки немецких солдат он вряд ли сможет эту власть удержать. Гетман откровенно нервничал и метался в поисках внешней поддержки. Надежды на силы Антанты и на Добровольческую армию Антона Деникина не оправдались, и появившаяся 14 ноября 1918 г. "Федеративная Грамота" гетмана воспринималась скорее как жест отчаяния, чем продуманный шаг политика. Скоропадский отказывался от государственной независимости Украины и видел страну в перспективе частью  федеративной небольшевистской России. "Украине первой предстоит выступить в деле образования всероссийской федерации, конечной целью которой будет восстановление великой России", - отмечалось в документе. 

Понятно, что с такими целями не могли согласиться политики, стоящие на позициях независимости. Решение о проведении антигетманского восстания и восстановлении УНР (Украинской Народной Республики), так же как и создание Директории, было принято на опережение, за день до выхода "грамоты Скоропадского". В состав нового органа вошли Владимир Виниченко, Симон Петлюра и многие другие лидеры, известные еще по своей деятельности в Центральной Раде. По иронии судьбы, киевляне, вышедшие на улицы пока еще мирного и спокойного города, увидели на афишных столбах сразу две листовки: "Федеративную грамоту Скоропадского" и листовки Директории, призывающие к всеукраинскому антигетманскому восстанию. А дальше события развивались с калейдоскопической скоростью. Уже 16 ноября Директория начала восстание, и все судорожные попытки Скоропадского объединить  оставшиеся под его командованием войска не увенчались успехом. Части Петлюры приближались к Киеву, и гетман отрекся от власти. "Руководствуясь исключительно благами Украины, от власти отказываюсь", - написал в прощальной телеграмме гетман и бежал из страны. 

Получилось так, что пока вся Европа понемногу привыкала к тишине и миру, в Украине с новой силой разгоралась война, не менее кровопролитная и жестокая, чем Первая мировая, - Гражданская.