24 апреля

Ученые: из-за галактической катастрофы Солнце движется в ненормальном направлении

Фото: Фото: ESA, NASA HST, Koppelman, Villalobos & Helmi.

Нидерландские ученые заметили группу из 30 тысяч звезд, которые движутся в нестандартном направлении, Солнце оказалось в их числе. Они вертятся противоположно "нормальным" звездам, которые вращаются вокруг центра Млечного пути. Самая вероятная причина такого отклонения - галактическая катастрофа, пишет журнал Nature.

Телескоп миссии Gaia помог выяснить точные координаты и направление движения десятков тысяч звезд Млечного пути, которые расположены в пределах 33 тысяч световых лет от Солнца. Эти астрономические данные проанализировали Амина Хелм и ее коллеги из Мичиганского университета.

Астрономы сравнили результаты эксперимента APOGEE для этих светил. В его базе есть информация о спектальных наблюдениях, в том числе о составе и возрасте светил. Оказалось, что эти звезды содержат меньше тяжелых элементов, чем типичные светила Млечного Пути. Это говорит об их древности: они возникли, когда взрывы сверхновых звезд еще не успели заполнить Вселенную огромным количеством тяжелых ядер.

Млечный Путь столкнулся с другой галактикой

Далее ученые создали компьютерную симуляцию сценария, по которому они появились в нашей галактике. По всей видимости, около 10 миллиардов лет назад Млечный Путь слился с галактикой, которая была в четыре – пять раз меньше него и насчитывала около 600 миллионов звезд. Эта встреча изменила нашу галактику, стимулировала появление вращающихся рукавов из более молодых и быстрых звезд, а также центрального диска сравнительно старых звезд и гало звезд, траектории которых не совпадают с общим вращением Млечного Пути.

Погибшую галактику авторы назвали Геей-Энцеладом (Gaia-Enceladus). В мифах Древней Греции Гея – богиня Земли, а Энцелад – ее сын, рожденный от Урана, который символизирует небо. Галактику обнаружил телескоп с созвучным Гее названием.