- Самый главный вопрос: как родителям и учителям понять, что ребенок стал жертвой буллинга?
|
- Учитель должен заметить первым. Буллинг классифицируют как "систематическое преследование кого-либо группой или отдельным человеком, вербальное или/и физическое". Но буллингом может быть и социальная изоляция, которая травмирует не меньше, чем словесная агрессия. С определенным ребенком в классе не хотят садиться, не зовут в игры. Когда происходит распределение по командам на той же физкультуре, то этого ребенка выбирают последним или не берут совсем. По этим признакам учитель может понять, что имеет место буллинг. Родители же видят уже последствия: ребенок не хочет идти на уроки, не рассказывает, как дела в школе, закрывается. Важно не пропустить этот момент.
- Какие причины того, что над ребенком издеваются в школе?
- Мы проводили опрос среди 350 педагогов. На первом месте – внешность или поведение ребенка. На последнем месте - языковые признаки. Также буллинг происходит из-за благосостояния ребенка, хороших или плохих оценок. И чаще – именно из-за хороших, потому что тогда ты "ботан и заучка".
- Допустим, родители поняли, что ребенка травят, и решили перевести в другую школу. Это правильное решение?
- Это первый и самый простой вариант, который приходит в голову. Но это - не выход. Ребенок принимает как модель, что трудности можно обойти, убежать от них. Но мы не можем всю жизнь убегать от проблем. Важно искать пути решения. Кроме того, буллинг – это проблема коллектива, а значит, нужно работать с коллективом. Допустим, сегодня жертву из коллектива изъяли, но завтра появится новая – не в той юбке, с неправильной прической, с дешевенькой "трубкой". И все потому, что коллектив не вылечили.
- Учителя охотно идут на сотрудничество, когда дело касается буллинга?
- Учителя часто сами не знают, что делать, потому что в Украине нет согласованного протокола реагирования на школьную травлю, нет заученного алгоритма действий, нет методики, принятой в каждой школе по всей Украине. Есть много рекомендаций. Сейчас при Министерстве образования создана рабочая группа, которая вырабатывает единый подход против буллинга, чтобы рекомендовать его всем учителям.
- А что делать, если травлю организовал сам учитель? Такое тоже бывает часто.
- Не знаю, насколько "часто" это бывает, но это всегда свидетельствует о низком профессионализме учителя. Если ребенка травит учитель или группа учителей, то нужно не бояться обращаться к дирекции школы или идти еще дальше.
- Кто чаще всего становится агрессором?
- Обычно это дети, к которым в семье применяется насилие. То есть которые видят насилие как нормальное проявление своего несогласия с чьей-то позицией или внешним видом. Если ребенок с самых младших лет видит, что папа унижает маму, бьет ее, то он усваивает это как нормальную модель поведения. Или, например, когда видит, что мама совершает психологическое насилие над отцом, постоянно его унижает, называет неудачником – ребенок воспринимает все как норму.
Еще в зоне риска стать агрессорами, находятся дети, которые растут в семьях, где есть жесткие предубеждения. Например, к людям неславянской внешности, нетрадиционной ориентации и т.д. Если такие родители или окружение ребенка транслирует это, проговаривает стереотипы, то большой шанс, что ребенок будет это применять в своей повседневной жизни, в школе. Например, если при виде ромов, которые пришли на площадку, мама неуважительно пшикает и забирает детей с площадки. Тогда, если в класс приходит девочка из ромов, ребенок будет к ней относиться предубежденно, и это может послужить причиной травли.
- Дайте совет, что делать, если начался буллинг?
- Важно определить администрации школы, каким должен быть протокол реагирования на буллинг. Мне кажется, это самое действенное. Родители, если администрация школы к этому не приходит, должны инициировать сами, пойти к директору и спросить: что вы советуете сделать во время буллинга? Это должна быть единая система для всей школы. И учителя, и родители, и дети должны четко знать, как действовать в подобных ситуациях. И этот протокол должен быть действенным, а не существовать только на бумаге.
Детям что посоветовать? Я не знаю. По опыту все то, что мне говорили в детстве, не срабатывало. Мне говорили не обращать внимания. Но как я могу не обращать, если я от этого страдаю. Я бы посоветовала ходить к психотерапевту, он сможет обеспечить простор безопасности, принятия и где ребенок сможет выговориться и не будет осужден. И вести дневник буллера.
- А что такое "дневник буллера"?
- Это когда жертва буллинга тщательно записывает, когда произошел инцидент, где, с кем, что произошло и кто был свидетелем. Эта методика показана в фильме "Чудо" про мальчика, который родился с заболеванием (у него не было лица). Ему сделали много операций, он пошел в школу и справлялся с травлей. Я очень советую посмотреть этот фильм. Там хорошо показано, как может помочь дневник. Об этом методе слышала давно, он хорошо помогает, когда надо наказать агрессоров. Одно дело, когда ты говоришь: "меня травят". А другое, когда четко показываешь: вот за последний месяц меня травили 52 раза. И все записано, можно спросить у таких-то свидетелей. Тогда можно чисто психологически решить вопрос и повлиять на администрацию. Есть записи, можно с этим пойти в полицию.
- Как наказать обидчика своего ребенка по закону? Работает ли программа "Школьный офицер"?
- Программа работает, она очень эффективна. Из отзывов, которые я слышала, в школах, к которым прикреплен офицер полиции, случаи травли значительно реже. По поводу того, как наказать обидчика. Закон по буллингу пока не принят. Но если действия, произведенные агрессором, можно квалифицировать как "криминальное правонарушение" или "административное правонарушение", то можно обратиться в суд.
- Несколько лет назад была на слуху история о мальчике, который долгое время был жертвой буллинга. Родители отдали его на секцию борьбы. И в итоге, когда обидчик опять взялся за свое, мальчик его забил насмерть.
- Ребенку важно понимать, что он не один, что его поддерживают. В обществе бытует мнение, что ребенку "нужно через это пройти, это закаляет, вырастет - будет мужиком". Но это не закаляет. Был проведен ряд исследований, которые доказали, что люди, которых в детстве травили, больше склонны в молодом возрасте к суицидам, к тревожности и депрессивным состояниям, чем те, кого не травили.
Что делать? Во-первых, отказаться от мысли, что ничего серьезного не происходит, что дети сами разберутся. Ситуация буллинга требует внимания всех - и родителей, и детей, и администрации школы, и учителей.
Я считаю, что важно донести до школьников и родителей информацию о том, какие есть сейчас методы борьбы с буллингом, как себя вести, если стал жертвой буллинга. Что делать, если стал свидетелем буллинга.
Закон о штрафах нужно доработать
- Народные депутаты внесли законопроект №8584. Если правонарушение допустит ребенок (до 16 лет), штраф в размере 340 – 850 грн должны будут выплатить его родители. Это будет работать?
- Законопроект пока не принят. Более того, за него нельзя голосовать в том виде, в котором он есть сегодня. Его нужно очень серьезно дорабатывать. Под определение "буллинг" в этом документе можно подогнать любое проявление агрессии. Вот пример: на перемене подрались два ученика, что-то не поделили, и любого из них можно будет привлечь к ответственности. Но это же не буллинг. Это просто драка. Буллинг - это когда идет целенаправленная систематическая травля ребенка. И такие случаи нужно наказывать и пресекать. Но в законопроекте нигде не говорится о систематичности процесса.
- Есть статистика жертв буллинга в Украине?
- ЮНИСЕФ приводит цифру такую цифру: 67% детей до 17 лет сталкивались с буллингом в своей жизни. Если верить статистике МОН, то за 2017 год в украинских школах было зафиксировано 109 тысяч обращений относительно буллинга. Согласно нашим исследованиям, 63% учителей подтверждают, что они сталкивались с буллингом в своих классах. "Сталкивались" - имеется в виду не были жертвами, но видели, что происходит. Жертв буллинга в Украине, согласно одному из исследований, - 21%.
Кстати
- Согласно НУШ, во всех школах появятся инклюзивные классы, которые должны формироваться в зависимости от регистрации детей с такими потребностями. Насколько велик риск того, что эти дети станут жертвами буллинга?
- Это интересный вопрос. Фонд демократических инициатив проводил опрос на тему "Что украинцы знают и думают о правах человека". Согласно опросу, взрослые люди часто сталкиваются с дискриминацией по состоянию здоровья и признаку инвалидности. Когда подобный опрос провели в школе, оказалось, что с детьми "по признакам здоровья и признакам инвалидности" вообще нет проблем. Но когда спросили учителей, есть ли в классе дети с особыми образовательными потребностями или инвалидностью, то 98% учителей сказали – нет. Так что мы не можем полагаться на данные, что детей за признаком инвалидности у нас не дискриминируют. У нас их попросту не видели в школах! Соответственно, когда возникает вопрос, будет ли травля, то я боюсь, что она будет, потому что наше общество не готово принимать таких детей.
Поскольку школа является отображением общества, а в обществе дискриминация людей с инвалидностью очень заметная, то можно допустить, что в школе произойдет то же самое. Другое дело, что ведется колоссальная работа с внедрением инклюзии в школе. Есть отдельный онлайн-курс для учителей младшей школы, где рассказывают, как работать с такими детьми, как избегать дискриминации и буллинга – на платформе ЕдЕра.
Я не раз слышала о том, что когда приходит в класс ребенок с особыми образовательными потребностями, то родители пугаются. Часто сталкиваюсь с мнением: "ага, Новая украинская школа хочет сделать так, чтобы наши "нормальные" дети учились на уровне этих "ненормальных" детей". Эта риторика ужасная. Как дети, которые приходят в класс, могут относиться к детям с особыми образовательными потребностями как к равным, если взрослые транслируют такое мнение?
К сожалению, бывают случаи, когда родители пишут коллективное заявление и просят не включать в класс ребенка с особыми образовательными потребностями.
Мне кажется, что если дети будут с самого детства видеть детей с особыми образовательными потребностями, если они будут находиться в одном инклюзивном пространстве начиная с садика, то они это будут воспринимать нейтрально, относиться как ко всем, и не будет у нас травли.
Личный опыт
- Меня травили за особенности внешности, а потом за то, что я очень выпендривалась: хотелось быть лидером, а лидером быть я не умела. Я тогда не смогла справиться с травлей. (Уже потом во взрослом возрасте пошла к психотерапевту и очень долго с ним занималась.) А тогда в школе не было никакого реагирования. Учителя тоже привлекались к травле. Был случай, когда мой классный руководитель огласила мне бойкот и месяц сама со мной не разговаривала и призывала детей со мной не общаться. Уже не помню за что. Потом мы с ней были в очень хороших отношениях. Но суть в том, что такой момент был. Просто часто, к сожалению, учителя и сами дети не осознают того, что происходит. Что то, что они делают, может наносить психологические травмы человеку. Поэтому важно не отворачиваться от этого, а четко говорить, что то, что ты делаешь, наносит прямой вред человеку, это недопустимо. И называть это прямым словом – что это насилие, преступление, агрессия. А не прикрываться тем, что они что-то "не поделили, это же дети". Да, они дети, но это дети, которые совершают насилие.