18 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения Виктора Талалихина - Героя Советского Союза, который одним из первых в истории Великой Отечественной протаранил вражеский бомбардировщик. Виктор прожил короткую (всего 23 года), но яркую жизнь. Мы выяснили неизвестные подробности его судьбы.
В советские годы имя Виктора Талалихина не сходило со страниц периодики. Подробно описывался его ночной таран, после которого он и получил Звезду Героя. А вот о личной жизни летчика писать было не принято. Лишь немногие знали, что у Виктора была невеста - Шурочка. С ней будущий ас познакомился в школьном кружке парашютистов, которым руководил. И до последнего времени о Шурочке ничего не было известно - даже фамилии.
Четыре года назад, когда в Подмосковье были найдены обломки самолета Талалихина, "КП" вновь напомнила о подвиге летчика и написала, что родные Талалихина ищут его невесту. И Шурочка нашлась! Об этом рассказала экс-директор Музея Талалихина при Московском образовательном комплексе (бывшая школа фабрично-заводского ученичества, которую окончил летчик) Галина Попова.
- Многие годы я занимаюсь исследованием жизни Виктора Талалихина и пополняю музей его памяти, - говорит Галина Петровна. - Для вас я впервые открою тайну, кем была его невеста.
Вышло все неожиданно. В ноябре 2015 года со мной связалась племянница Талалихина, с которой наш музей давно дружит, и сообщила: ей позвонила та самая Шурочка! Оказалось, женщина узнала о том, что ее ищут родные героя, и сама вышла на его близких. Шурочка - Александра Константиновна Нарбут - себя не афишировала: она не видела в том, что была невестой знаменитого летчика, никакого геройства.
И все же на излете жизни ей захотелось рассказать об их общем с Виктором прошлом. Свое единственное интервью она дала нашему музею. На момент нашего знакомства в 2015 году ей был 91 год. Она жила в Москве, в Теплом Стане, в маленькой однокомнатной квартире. От нее мы узнали, что ее девичья фамилия была Ильина.
|
Когда у школьницы Шуры Ильиной и будущего героя начался роман, шел 1940 год. Воинская часть, в которой служил Талалихин, располагалась в Клину. Они с другом организовали в клинской школе № 4, где училась Шурочка, парашютный кружок. И бойкая Шура первая вызвалась прыгнуть с вышки. Но приземлилась неудачно - сильно ушиблась. Сначала Виктор как руководитель парашютного кружка просто проявлял заботу и внимание.
"На том мои "летные работы" закончились, зато начались романтические отношения с Виктором, - признавалась Александра Константиновна. - Ухаживал Виктор трепетно, дарил цветы - любил почему-то георгины и розы. Мы ходили с ним купаться на речку, Виктор хорошо плавал, а я плохо. Он любил футбол, вместе мы ходили в кино, на танцы, много гуляли.
Виктор предложил мне руку и сердце и не хотел тянуть со свадьбой. Я тогда училась в 9-м классе. Мы пошли подавать заявление о браке в загс города Клин. Там посмотрели документы и сказали, что я по возрасту не прохожу, мне еще не было 18. Но сообщили: "Если есть основания, то приводите родителей, и мы вас распишем". Можно было слукавить и сказать, что я беременна, - но я врать не захотела. Да и родители мои говорили жениху: мол, дочке нужно учиться, она еще 10 классов не окончила. Мы с Виктором продолжали встречаться. Когда мы с ним приезжали к его родителям в Москву, они уступали нам свою комнату. Они воспринимали нас как мужа и жену.
Потом началась война. Виктор считал меня супругой и добился, чтобы в его полку командование воинской части выдало справку о том, что я его жена. По этой справке мне разрешали приезжать к Виктору, провожали на территорию части, давали нам комнату для свиданий".
Когда за ночной таран Талалихина наградил в Кремле Калинин, про Виктора написали газеты. Друзья шутили: "Шурочка влюбилась в простого летчика, а стала невестой Героя Советского Союза!"
Последний раз Шура приезжала к Виктору в поселок Кузнечики, в его авиаполк (сейчас это окраина Подольска), в сентябре 1941 года. Договорились, что в декабре пойдут в загс и наконец-то распишутся, но...
- Александра Константиновна рассказала о своей тайне, - продолжает Галина Попова. - В сентябре 41-го у Шурочки и Виктора было последнее свидание, а в октябре пришла похоронка на ее отца, погибшего на фронте. Затем девушка вместе с авиационным заводом имени Чкалова, где она работала, эвакуировалась в Ташкент.
"В пути наш состав разбомбили фашисты, погибло много людей. Но меня начальник нашего цеха вытащил, - поведала Галине Поповой невеста летчика. - В городе нас распределили по семьям. Я писала письма Виктору. Ответ ждала на Главпочтамте..."
Еще в Москве, когда на побывку приезжал друг Талалихина, его ведомый Петя Фунтов, Шурочка передала ему два письма для жениха. Петр узнал о смерти Виктора в октябре (Талалихин погиб 27 октября 1941 года), но, помня, как сильно его любит невеста, никак не решался открыть ей правду. Лишь через несколько недель отправил скорбную весть.
- В это время Шурочка уже знала, что беременна от Виктора. И все мечтала, как сообщит ему эту радостную новость. А потом она получила письмо, в котором друг написал о его смерти, - говорит Галина Попова. - Ребенка она решила оставить. Но, возможно, сказались стрессы, тяжелая работа - Шурочка продолжала трудиться на заводе, работавшем на нужды фронта... На шестом месяце беременности у нее начались ранние роды. Появился на свет мальчик. Малыш прожил всего три дня и умер. Сейчас бы, конечно, такого ребенка выходили, но тогда медицина оказалась бессильной.
|
"Не было и дня, чтобы я не вспомнила Витю", - рассказывала про те годы невеста летчика-героя.
- После эвакуации Шура вернулась из Ташкента в Клин, где познакомилась с хорошим человеком - Игорем Нарбутом, он работал инженером по вооружению самолетов, - продолжает Галина Попова. - Они поженились в 1943 году. После войны Шура приходила к маме Виктора Талалихина. Они долго разговаривали и плакали... Потом мужа Александры перевели в Москву, дали однокомнатную квартиру в Теплом Стане. Детей у них не было. Но с мужем Александра жила очень дружно, 42 года вплоть до его смерти в 1985 году.
- Ее муж знал Виктора Талалихина?
- Лично не знал. Но он был в курсе, что Шурочка была невестой героя. Конечно, никакой ревности не было. Они даже вместе на могилу к Виктору на Новодевичье кладбище приходили.
Александра Константиновна после войны долгое время работала старшим лаборантом в Палеонтологическом институте Академии наук СССР. Академик Келдыш, который в те годы был президентом Академии наук, вручил ей грамоту за заслуги, которой она очень гордилась.
- На работе тоже не знали, что она была невестой летчика-героя?
- Нет. Она никому не говорила... Последние годы она одиноко жила все в той же квартирке. Александра Константиновна ушла из жизни в ноябре 2016-го, ей было 93 года.