Сентябрь с давних пор считается самым подходящим месяцем для заключения брачных союзов. И если сегодня это скорее традиция, которую признают и придерживаются "так, на всякий случай", то еще в начале прошлого века свадьбы в сентябре отмечали совершенно сознательно и планировали их очень заранее. Существовала целая система предсвадебных мероприятий, подводящих молодых к главному - торжеству в первый месяц осени. Называлось это все "любовная канитель".
Сценарий этого спектакля в каждом городе был схож. В Киеве, например, он происходил так. С ранней весны, каждое воскресенье, девушки на выданье приходили к Братскому монастырю на Подоле (сейчас один из корпусов Киево-Могилянской академии). Якобы на прогулку. На самом деле - на смотрины. Под стеночкой монастыря стояли молодые люди и, лузгая семечки, рассматривали проходящих мимо барышень. На второе-третье воскресенье таких гуляний потенциальных невест уже узнавали в лицо и позволяли себе знаки внимания - подмигнуть или поприветствовать, поднеся руку к фуражке. Если девушке это было приятно, она отвечала мимолетной улыбкой.
Развитие событий происходило в Духов день (следующий после Троицы). На этом же месте проходил генеральный парад невест. Женихов с букетами цветов собиралось до тысячи человек, приблизительно столько же и потенциальных невест. Между ними сновали свахи. За определенную плату от жениха они узнавали у приглянувшейся ему девушке - "люб или не люб" и стоит ли делать шаг к более близкому знакомству. И если ответ был положительным, парень подходил к родителям девушки и с их позволения дарил ей цветы. В ответ те приглашали его в дом. Все, дело сделано, с этого момента юноша и девушка официально считались женихом и невестой. Оставалось только проверить чувства временем. От Троицы до свадебного сентября было несколько месяцев, и этого обычно хватало на "конфетно-букетный период отношений". И нравы были весьма демократичными: не сошлись - разбежались безболезненно, определились - извольте под венец.
|
Альтернативы, кстати, не было. Первые загсы появились лишь с приходом советской власти (любопытно, что первым таким заведением в Киеве стал знаменитый "Шоколадный домик". - Прим. авт.). Дорога к официальному статусу мужа и жены была одна - в церковь, венчаться. А после традиционно - застолье. Классические гуляния мало чем отличались от происходивших в селах (см. "В тему"), разве что обходилось без травмоопасных конкурсов. Но в городе возникали другие проблемы. Обычно свадебный стол накрывался во дворе дома жениха. На праздник звали не только друзей, родственников, соседей и знакомых, но и принято было налить чарку-другую случайным прохожим. За такими мероприятиями пристально следили местные карманники, уж больно легка и доступна была здесь добыча. Да и "шальные люди" нередко захаживали сюда в поисках приключений. Так что без потасовок и воровства обходилось редко.
Желание избежать лишней публичности и переход на формат более скромных и камерных мероприятий наметился на стыке XIX и XX веков. Тогда среди интеллигенции стали ограничиваться чаепитием в узком кругу близких и даже появилось понятие "безалкогольных свадеб". Пытались избегать и пышных церковных служб. В первую очередь отказывались от венчаний в центральных храмах. Особой популярностью стали пользоваться небольшие церквушки на окраине города. Для примера: в 1910 году Анна Ахматова венчалась с Николаем Гумилевым на Никольской слободке в миниатюрной Николаевской церкви. Многие забирались еще дальше, особой популярностью тогда пользовалась деревянная церковь в Пуще-Водице.
Самым же популярным ритуалом накануне 1917 года стали свадьбы на вокзале. Молодые после церкви сразу же отправлялись в тур по Европе. И само торжество ограничивалось легким фуршетом со свидетелями в зале ожидания на вокзалах. Бокал шампанского, пара канапе - вот и весь свадебный стол.
|
В начале XX века появилась еще одна свадебная традиция, без которой не обходилось ни одно торжество. Это обязательное свадебное фото. Услуги фотостудий к этому времени стали доступны всем слоям населения, и к фотографам очереди были расписаны на месяцы вперед. И если в городе это было сделать относительно просто, то молодоженам из села приходилось выкручиваться. Мало того что нужно было съездить заранее и записаться в очередь, так еще и потом добраться до города, не помяв свадебные одежды. Любопытно, что такая фотосессия могла быть сделана не обязательно в день свадьбы, но и через месяц и даже через полгода, да и наряд не всегда был тот, в котором молодожены шли под венец.
Кто из нас не гулял на 2-3-дневных сельских свадьбах и не удивлялся некоторым обычаям, неподдающимся логическому объяснению. Например, катание тещи в тачке. Считается, что зять, управляющий необычным транспортным средством, таким образом просит у матери невесты прощения за будущие неудобства. И это, наверное, самое безобидное развлечение, сохранившееся в народной памяти.
Вообще сельские свадьбы отличались брутальностью, прямолинейностью и разгульностью. Чтобы женить сына, крестьянской семье приходилось копить на это деньги пять-шесть лет. И когда дело доходило до торжества, глава семейства из кожи вон лез, чтобы показать, какой он "важный и богатый". Это значило - кормить и поить все село целую неделю. Хотя классической считалась свадьба, длившаяся три полноценных дня. Первый гуляли "всем миром" (всем селом). Во второй день за столом собирались семейства молодоженов, близкие друзья и уважаемые люди села. Третий день обессилившие организаторы веселья обычно ходили в гости к родственникам.
В этом бесшабашном разгуляе приживались иногда и вовсе дикие обычаи. Например, продажа "быка". Отца невесты за шею привязывали к телеге, запряженной лошадьми, и водили по дворам. Как писали в те годы газеты, бывало, это развлечение заканчивалось трагично. Лошади могли понести, и "бык" в таком случае был практически обречен.
Еще один уже забытый "веселый" конкурс напоминал перетягивание каната. На лавку с одной стороны садились родственники жениха, с другой - невесты и начинали выдавливать противника. Очень часто все это завершалось банальным мордобоем.
По опасности и травматизму равных не было еще одному обычаю, похожему на игру "король горы". На козырьке крыши дома, где отмечалась свадьба, устанавливался табурет, стол с графином водки и нехитрой закуской. Кто смог туда вскарабкаться, должен был под дружное улюлюканье толпы выпить несколько рюмок и спуститься вниз. Редко когда такая забава обходилась без сломанных ног и рук.
Впрочем, даже травмы были неотъемлемой частью свадьбы - чем больше людей покалечилось, тем лучшим считался праздник.