История современности: он конструировал сердца самолетов и бензопилу  Дружба

История современности: он конструировал сердца самолетов и бензопилу "Дружба"

Сотрудничество двух выдающихся конструкторов Ивченко (слева) и Антонова назвали «союзом крылышек и лопаток». Фото: www.science-techno.ru

Уроженец Запорожской области Александр Ивченко создал двигатели, на которых летали военные бомбардировщики, совершались трансатлантические перелеты и заработала знаменитая мотопила. В этом году исполняется 115 лет с дня рождения инженера.

Он прожил до обидного мало - 65 лет и всю свою сознательную жизнь посвятил службе небу. О гениальном конструкторе и академике Александре Ивченко мир узнал только после его смерти, в 1968 году. Между тем без двигателей, которые были созданы им при жизни, а затем под руководством его учеников и преемников, не проложили бы воздушные трассы на все континенты самолеты семейства "Анов", включая самые большие в мире "Русланы" и "Мрiю", знаменитый Ил-18, вертолеты Братухина, Камова, Миля, а также самый мощный в мире Ми-26 и грозный Ка-50 "Черная акула"…

Мотобензопила "Дружба", работающая на двигателях, разработанных Ивченко, снискала мировую славу. Фото: ivchenko-progress.com

Двигатели, на которых бомбили Берлин

Будущий авиаконструктор Александр Георгиевич Ивченко родился в 1903 году в городе Большой Токмак Запорожской области. С детства мальчик интересовался техникой, но лишь в 1930 году поступил в Харьковский механико-машиностроительный институт. До этого работал на заводе: сначала учеником, а потом, по примеру отца, литейщиком.

Первые успехи будущего конструктора проявились в довоенные годы в Запорожье на моторостроительном заводе. Вместе с коллегами Ивченко удалось модифицировать двигатель М-88 до серийного производства. Именно ими оснащались советские самолеты в период Второй мировой войны. Это был двигатель, который с нетерпением ждала отечественная авиация, о чем свидетельствует текст телефонограммы Верховного главнокомандующего Сталина руководству завода: "Если вы действительно хотите помочь стране и Красной Армии, обеспечьте выпуск моторов М-88..." Благодаря таким двигателям был осуществлен авиационный рейд с бомбардировкой гитлеровского Берлина в августе 1941 года.

Во время войны завод, где Александр Георгиевич уже был заместителем главного конструктора, эвакуировали в Омск. На то время в семье Ивченко были три дочери. Дни и ночи конструктор и его жена Прасковья Михайловна, инженер-литейщик, проводили в холодных цехах. Разрабатывали двигатели, которые устанавливались на истребители Ла-5, Ла-7 и бомбардировщики Ту-2.

Александр Ивченко свой путь гениального конструктора начинал с простого литейщика. Фото: www.science-techno.ru

После освобождения Запорожья семья Ивченко вернулась. Конструктор вместе с коллегами постепенно возродили из руин завод и конструкторское бюро, быстро освоили выпуск моторов для мирных самолетов и вертолетов. 

- За это папе, его заместителям Владимиру Лотареву и Александру Анашкину в 1948 году была присуждена Сталинская премия, они получили 200 тысяч рублей на троих, - вспоминала младшая дочь Ивченко Наталья. - На эти деньги родители и семья Лотаревых построили себе дома в заводском поселке. До этого наша большая семья жила в квартире без мебели. Спали на соломе. К тому времени нас у папы и мамы было уже пятеро.

"Союз крылышек и лопаток"

С 1948 года Александр Георгиевич начинает сотрудничество с выдающимся авиаконструктором Олегом Константиновичем Антоновым, разрабатывая двигатели нового типа АИ-20 для самолетов семейства Ан. Это был своеобразный, как потом скажут специалисты, "союз крылышек и лопаток". Как отмечал академик Борис Патон, "выход на воздушные трассы каждой совместно созданной крылатой машины знаменовал новое серьезное достижение науки и техники. Они смело шли на применение новых технологий, материалов и этим открывали новые перспективы в авиастроении".

В конце 1957 года двигатель АИ-20 успешно прошел Государственные стендовые испытания, и транспортный самолет Ан-10, на котором были установлены четыре двигателя, поднялся в воздух. Полет прошел удачно. В 1958 году эти двигатели установили и на Ил-18.

Почти все самолеты семейства "Анов" летали на двигателях Ивченко. Фото: ivchenko-progress.com 

В процессе эксплуатации на двигателе АИ-20 был достигнут самый большой межремонтный ресурс - 8000 часов и назначенный - 22 000 часов. Ни один отечественный двигатель не имел такого уникального ресурса.

Эти шедевры двигателестроения на долгое время становятся основной продукцией моторного завода в Запорожье, а бюро Ивченко получает союзный статус. В 1960-м за создание самолета Ил-18 и двигателя к нему АИ-20 Ильюшину и его соратникам -главному конструктору Ивченко и сотрудникам его бюро Лотареву, Пантелееву, Зленко и Шведченко - была присуждена Ленинская премия.

Кроме того, отдельным направлением деятельности запорожских моторостроителей стала основанная Александром Ивченко программа, задача которой - перенести авиационные технологии к наземным приложениям. Программа началась с создания и широкомасштабного промышленного выпуска в 50-х годах бензопилы "Дружба". Затем авиационные двигатели впервые были модифицированы для применения в нефтяной и газовой промышленности, при тушении пожаров и т. д. А с 1966 по 1968 год под руководством Александра Ивченко авиационные двигатели типа АИ-20 были трансформированы для создания скоростных судов на подводных крыльях "Буревестник", на воздушной подушке "Сормович", газотурбохода "Тайфун", то есть было сформировано новое поколение скоростного речного и морского флота.

Было дело

Тост за "бракодела"

В жизни гениального авиаконструктора случалось немало казусов. Однажды после смотра новой авиационной техники на подмосковном аэродроме "Монино" Леонид Брежнев, знавший Ивченко еще в бытность секретарем Запорожского обкома, подвел его к первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву. Узнав, что у генерального конструктора двигателей пятеро детей и все девочки, Никита Сергеевич предложил тост за… "бракодела", причем не сразу объяснил, что подразумевал. Те, кто не знал семейного положения Ивченко, опешили.

Впрочем, и Александр Георгиевич любил острое словцо и юмор. Как-то, когда Хрущеву впервые показали новенький пассажирский лайнер Ан-10 с ивченковскими двигателями АИ-20, Никита Сергеевич брякнул: "А говорили, что самолет некрасивый, пузатый. Но мне нравится! Вот я пузатый, так что, некрасив?" - "Никита Сергеевич, - ответил Ивченко. - У нас, как у моряков: все, что выше колен, считается грудью!" Все расхохотались. Говорят, Хрущеву эта шутка настолько понравилась, что он тут же согласился выделить средства на строительство 75-квартирного дома для моторостроителей, и дом был построен.

Шутки шутками, но Ивченко очень близко принимал к сердцу неудачи, связанные с авиацией. В августе 1960 года под Киевом разбился Ил-18, причина - сбои в работе двигателя, что привело к пожару. Специалисты проверили более тысячи двигателей и пришли к выводу, что в данном случае к катастрофе привел не конструкторский, а производственный брак. Тем не менее лишь в течение сентября 1960 года Ивченко 22 раза вызывали в Москву на ковер. Чтобы отвести угрозу от молодого директора завода, которого могли снять с должности, всю ответственность главный конструктор взял на себя.

Летом 1965-го у Александра Георгиевича случился инсульт, а еще через три года, в 1968-м, академика и авиаконструктора не стало. В 2009 году основателю школы авиастроения в Запорожском КБ "Прогресс" был установлен памятник. Гениального конструктора помнят, дело его продолжает жить. Авиадвигатели, разработанные ГП "Ивченко-Прогресс", ныне применяют на 60 типах летательных аппаратов более чем в 100 странах мира.

В тему

Самые известные двигатели Ивченко:

  • двигатель М-89, устанавливался на самолеты главных конструкторов Сухого (Су-2) и Петлякова (Пе-2А);
  • двигатель АШ-82ФН, устанавливался на самолеты генерального конструктора Лавочкина - Ла-5 и бомбардировщики Туполева - Ту-2;
  • семейство поршневых и газотурбинных вертолетных и винтокрылых авиационных двигателей: АИ-4Г, АИ-26ГР, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, которые устанавливались на вертолеты Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-3, Ми-7, Ми-8, Як-100 и Ка-22;
  • семейство пусковых авиационных двигателей: ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9, которые применяются на самолетах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40 и вертолетах Ми-1, Ми-6, Ми-10;
  • первый в СССР двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для пассажирского Як-40;
  • двигатель АИ-2 для бензопилы "Дружба";
  • гоночные двигатели семейства "Січ" для водномоторного спорта;
  • газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для судов на подводных крыльях "Тайфун" и "Буревестник", судна на воздушной подушке "Сормович".
Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях

Политика

Появилась информация о перекрытии движения в Киеве из-за инаугурации Зеленского
Появилась информация о перекрытии движения в Киеве из-за инаугурации Зеленского [схема] 16

Вечером 19 мая пройдет репетиция, часть улиц будет закрыта уже сегодня.

К инаугурации Зеленского подготовили индивидуальный наконечник президентского штандарта
К инаугурации Зеленского подготовили индивидуальный наконечник президентского штандарта 141

Имя нового главы государства должно венчать один из атрибутов власти.

Кто будет представлять США на инаугурации Зеленского: полный состав делегации
Кто будет представлять США на инаугурации Зеленского: полный состав делегации 502 1

Кроме Рика Перри, приедут еще четверо американцев.

Происшествия

Кропивницкий затопило после ночной грозы
Кропивницкий затопило после ночной грозы [фото] 547

В результате ливней затоплены дороги и некоторые здание. Больше всего пострадали семьи военнослужащих, проживавшие в общежитии на ул. Шевченко.

Роковое селфи: школьник упал с поезда, пытаясь сделать фото
Роковое селфи: школьник упал с поезда, пытаясь сделать фото 750

Подросток находится в реанимации. У него - перелом черепа.

В Киеве мотоциклист избил пешехода, которого едва не сбил
В Киеве мотоциклист избил пешехода, которого едва не сбил 584

Водителя мотоцикла возмутило то, что пешеход сделал ему замечание.

Экономика

В Кабмине рассказали, почему украинцам не стоит ждать снижения цен на газ
В Кабмине рассказали, почему украинцам не стоит ждать снижения цен на газ 549 3

По словам вице-премьера Геннадия Зубко, украинцам нужно сконцентрироваться на энергоэффективности и контролировать объем потребления голубого топлива.

Госкомпания "Энергорынок" и "Банк Восток" помогли "Восход Солар" вывести из-под ареста 120 млн 84

Банки хотят обязать возвращать деньги, снятые с карт мошенниками
Банки хотят обязать возвращать деньги, снятые с карт мошенниками 349

Но это касается только случаев, когда банк не имеет основания считать действия пользователя неправомерными.

Общество

Супрун рассказала, как правильно мерить артериальное давление
Супрун рассказала, как правильно мерить артериальное давление 1088 2

Показатели выше нормы - большой риск для здоровья, их нужно постоянно контролировать.

К 180-летнему юбилею ботсад им. А. Фомина будет освещаться "солнечными" фонарями [фото] 134

До конца июня ДТЭК завершит вторую очередь проекта обустройства центральной аллеи Ботанического сада имени академика А. Фомина уличными светильниками на солнечных панелях.

British Airways прекратили летать в Питер и в Киев
British Airways прекратили летать в Питер и в Киев 301

В компании заявили, что данные рейсы являются коммерчески нецелесообразными.

Спорт

Шевченко назвал состав сборной Украины на игры с Сербией и Люксембургом
Шевченко назвал состав сборной Украины на игры с Сербией и Люксембургом 23

На предматчевый сбор вызван 31 футболист.

Как влияет любовь на Свитолину: цветет и пахнет, но проигрывает
Как влияет любовь на Свитолину: цветет и пахнет, но проигрывает 1008

Первая ракетка Украины терпит неудачи на корте одна за одной.

Федерация футбола Украины сменила название
Федерация футбола Украины сменила название 470

Сокращенно теперь не ФФУ, а УАФ.