Загрузить еще

Формула красоты

Людям никаких формул не надо. Им достаточно одного взгляда, чтобы определить, красив кто-то или нет. А вот ученым-антропологам интересно: почему так? Какие «вычисления» проводит мозг, оценивая привлекательность? Существуют ли идеальные пропорции? Или восприятие красоты настолько субъективно, что не поддается арифметике? В поисках ответов на эти вопросы исследователи по всему миру который год заняты замерами - в первую очередь женских тел и лиц. Что, безусловно, разнообразит скучные научные будни.

Лицо

Конечно, за образцы были взяты лица признанных красоток - победительниц мировых и вселенских конкурсов, знаменитых актрис. Оказалось, подавляющее большинство безоговорочно привлекательных мордашек укладывается во вполне строгие рамки (см. схему справа). Добавим лишь, что  край нижней губы обязан делить пополам расстояние от кончика носа до подбородка.

Доктор палеонтологии Элеанор Уэстон обратила внимание еще и  на соотношение расстояния от бровей до верхней губы и ширины лица. В процессе эволюции оно менялось, уверяет исследовательница, которая обмерила сотни черепов - доисторических и современных.

- У женщин это соотношение увеличилось, у мужчин, наоборот, уменьшилось, - говорит исследовательница. - В итоге женщины стали выглядеть более привлекательно и утонченно, чем их обезьяноподобные предки. Лица стали подлиннее и поуже.

Идеальной пропорцией Уэстон считает 0,55 - 0,57. Если меньше, то женская мордашка выглядит очень круглой. И от этого глуповатой. Если больше, то чуть-чуть лошадиной. Как у некоторых телеведущих.

Тело

Согласно последним научным данным, образцом пропорционального сложения признана актриса Николь Кидман. Она соответствует математической формуле, выведенной физиологами Ливерпульского университета. А именно L=1,4T (см. схему справа).

Более тонкие измерения вскрывают роль голени. Верх изящества, когда ее обхват составляет примерно 20 процентов от роста. В этом смысле идеалом можно считать модель Наоми Кэмпбелл, у которой этот показатель равен 19,5 процента.

Экспериментальным путем профессор Девендра Сингх из Техасского университета выяснил, что талия привлекает сильный пол в первую очередь.  По крайней мере мозг реагирует на нее активнее всего.

- Идеал для мужчин - женский силуэт в виде песочных часов, - объясняет профессор, - где талия составляет примерно 70 процентов от ширины бедер и 75 процентов от объема груди.

Ученые Гданьского университета взвесили десятки финалисток национальных конкурсов красоты. И определили, что у идеальных женщин индекс массы тела находится в пределах 20 - 28. Если меньше, то женщины слишком худые - «вешалки». Больше - полненькие. Индекс рассчитывают так: делят вес в килограммах на рост в метрах.

- Жирные и мускулистые могут весить одинаково, а выглядеть по-разному, - уверен профессор Джинту Фэн из политехнического университета в Гонконге. И предлагает, определив объем женщины в кубических метрах, разделить его на квадрат ее роста в метрах. Эту пропорцию ученые назвали индексом объема-высоты (volume-height index - VHI). Идеальный индекс где-то около 20.

Определить  объем  просто. Так поступал в свое время Архимед: помещал женщину в полную ванну и смотрел, сколько воды она вытеснит. Это и будет объемом.

Грудь

Большая грудь притягивает взгляды. Но истинная красота не в абсолютных размерах, считают ученые. В форме, уточняет известный пластический хирург из Великобритании Патрик Маллуччи.

- Я изучил большое количество самых популярных моделей, чтобы вывести объединяющие их пропорции и понять, что делает этих женщин привлекательными - по общему признанию, - говорит доктор. И делится выводами.

По мнению Маллуччи, секрет в расположении соска, который зрительно делит грудь на две части. Так вот, верхняя часть должна составлять 45 процентов, нижняя соответственно 55. Идеальный диаметр самого соска - примерно с мизинец. Высота - чуть меньше половины верхней фаланги мизинца.

Ученые механико-математического факультета университета в Палермо (Италия) дополнили оценку красоты женского богатства тригонометрией. И ввели такое понятие, как «косинус сиси».

Мысленно соединим линиями соски и впадинку между ключицами. Получится треугольник АВС (см. рис.). Измерим все его стороны. Основание - сторону АС - разделим на 2, а затем - на сторону АВ. Это и будет тот самый косинус.

По оценкам математиков, грудь выглядит идеальной, когда треугольник АВС равносторонний. В этом случае угол А у соска (или угол С у другого) составляет 60 градусов, а его косинус равен 0,5. Не каждая женщина может похвастаться такими косинусами. И не страшно: значения в пределах 0,4 - 0,6 тоже смотрятся весьма привлекательно.

Низко расположенные соски удлиняют боковые стороны треугольника. Косинусы соответственно уменьшаются. Значения ниже 0,4 свидетельствуют о том, что груди провисают. При косинусах больше 0,6 наблюдается чрезмерная задранность. Но если все-таки вернуться к размерам, то, пожалуйста, вот идеал: рост женщины и обхват ее груди должны соотноситься как 2 к 1. Все относительно, говаривал в таких случаях Альберт Эйнштейн.

Асимметричный ответ

- Стандарты красоты универсальны, - говорит автор исследований эволюционный биолог Уильям Браун. - Люди симпатичны вне зависимости от происхождения или цвета кожи. А это свидетельствует о бессознательных основах привлекательности.

Докапываясь до основ, ученый сначала озаботился лицами. Показывал добровольцам образцы красивых, но слегка «подправленных». То делал одну бровь чуть выше другой, то немного искривлял нос, рот, щеки, помещал глаза на разной высоте.

Выяснилось: люди видят малейшие отклонения - даже те, которые, казалось бы, не-различимы. И неосознанно реагируют. В итоге самыми красивыми добровольцы считали абсолютно симметричные лица. Более того, их же относили и к сексуально привлекательным. А чем больше признаков асимметрии было на лице, тем ниже его оценивали. В симметрии и скрыт главный секрет красоты, сделал вывод Браун. 

- У нас многие части тела представлены парами - от пальцев и пяток на ногах до полушарий головного мозга, - поясняет биолог. - От этого мы просто обречены стремиться к симметрии. А любое, даже микроскопическое, отклонение подсознательно воспринимаем как угрозу генофонду. И ассоциируем с риском возникновения какого-либо заболевания у потомства. В результате женщины с асимметричными лицами выглядят в глазах мужчин менее привлекательными. Это то, что Дарвин назвал бы вниманием к вторичным половым признакам, к числу которых надо бы добавить, помимо груди и бедер, еще и физиономии.

Естественным образом Браун от лиц перешел к телам. Но чтобы добровольцы не отвлекались, он показывал им компьютерные изображения фигур. Они были изготовлены посредством 3D-графики на основе сканирования реальных людей. Подобную технологию, к примеру, применяют медики для построения карты ожогов у жертв пожаров. Или дизайнеры - для разработки новых моделей одежды. А чтобы сосредоточить внимание только на подробностях фигур, ученый «обрубил» трехмерным моделям головы.

Ничего неожиданного не произошло: с телами случилось то же, что и с лицами. Чем больше в них было симметрии, тем красивее они казались. Даже если пропорции не во всем укладывались в идеальные рамки.

К сожалению, ученый не развил исследования дальше. И не попытался выяснить, нужна ли симметрия в одежде. Или, наоборот, стоит вводить в нее некие асимметричные элементы.

Ни мгновения без вычислений

Не исключено, что на уровне подсознания мы и в самом деле неустанно обмеряем женские глаза, носы, бедра и прочие части тела. И где-то там - в голове - хранится идеальный образ, заложенный то ли Господом Богом, то ли генами. С этим образом мы и сравниваем увиденное. И сразу получаем готовый результат: «Ух!», или «М-м-м...», или даже «Фу-у...» Есть такие гипотезы. Согласно им, кстати, заложенная программа оценки красоты слабого пола (да и сильного тоже) дает сбои под воздействием алкоголя. Или сильных чувств вроде влюбленности - начинают «глючить» центры обработки визуальной информации.

Недавно британские ученые из университета Брюнеля своими экспериментами, по сути, подкрепили подобные представления. Но нашли, по их мнению, куда более тонкий механизм. И вроде бы определили, на что мозг реагирует в первую очередь, оценивая, красив ли человек.

Размер имеет значение

Как-то, находясь на песчаном пляже Рижского взморья, я увидел вдали девушку обворожительных форм - идеальных, выражаясь по-научному, пропорций. Пошел к ней. И при ближайшем рассмотрении оказалось: рост этой девушки около 2 метров, что с большого расстояния было не определить. Я почему-то сразу потерял к ней сексуальный интерес. И уже тогда задумался о допустимых размерах. Похоже, что каждый очерчивает для себя некие рамки. За мои двухметровая девушка явно выходила. Наверное, и метровая тоже бы не вписалась, хотя я таких не видел.

Вот парадокс: красота неописуемая - по всем параметрам, а при реальном контакте не возбуждает никаких эротических чувств. Загадка природы...

САМО СОВЕРШЕНСТВО

Феноменальное однообразие

Французский исследователь Пьер Туринж чисто случайно обнаружил, что на разных континентах люди считают красивым одно и то же лицо. Он собрал портреты финалисток конкурса «Мисс Вселенная». И стал из них делать нечто среднее. Получил лицо, сочетающее в себе самое лучшее. Потом подверг аналогичным превращениям представительниц Африки, Америки, Европы и Азии. Все «средние» лица оказались одинаковыми! Может, этот образ и есть идеал?

АНОМАЛИЯ

Станут ли дамы еще прекраснее?

Одни считают: женщину наградила красотой эволюция. Исключительно ради того, чтобы она своими внешними данными привлекала стада самцов. И ей было из кого выбирать наиболее подходящего отца (или отцов) будущих детей. В животном мире все наоборот. Красивыми обязаны быть самцы. Более того, они вынуждены постоянно демонстрировать свою привлекательность. Что большинство и делает - павлины распускают хвосты, петухи трясут гребешками, олени красуются рогами. Противоположный пол при этом, как правило, не выпендривается. А ему и не надо - самцы и так прибегут.

- В тех случаях, когда представители разных полов заметно отличаются, рекламируют себя самцы, а самки бывают невзрачными, - недоумевает профессор Ричард Доукинс из Техасского университета. - Потому что у людей почему-то  прелесть какие самки. А уж рекламируют себя... И декольте, и короткие юбки, и каблуки, и яркий макияж... Столь явная аномалия не дает покоя ученым. Некоторые даже уверены, что дело тут исключительно в предрассудках и традициях человеческого общества.

Известный исследователь проблем полового отбора Джонатан Готтшал из колледжа Вашингтона и Джефферсона озаботился аномалией. Корней не нашел. Но подметил две конкурирующие тенденции.

Если виновата эволюция человека, то жажда качественных самцов сделает женщин еще красивее.  Пока  процесс внешнего совершенствования слабого пола шел именно в эту сторону.

Но если дело в общественном устройстве, то красивее  станут мужчины. А женщины подурнеют. Сейчас интенсивно происходит смена половых ролей. Женщины начинают доминировать. И многие из них привлекают самцов уже не обворожительным видом, а личным благосостоянием. Потому что активнее стали теснить мужчин из бизнеса и политики. И начали сами выбирать себе сексуальных партнеров. Естественно, рассчитывая на более привлекательных.

Куда кривая выведет, пока никто толком не знает.