24 апреля

Ученые раскрыли тайну людей-звезд

Фото: Наш «новый» предок отличался сообразительностью, а не красотой. Фото: Berger et al

Сами мелкие, головы с грейпфрут. Но умные

Американские и южноафриканские антропологи изучили черепа существ вида Homo naledi - так называемых людей-звезд, извлеченные из протяженной и глубокой пещеры на юге Африки. И теперь не сомневаются: они были нашими прямыми предками. Главный аргумент ученых - мозг древних существ. Его строение оказалось вполне человеческим.

Черепные коробки Homo naledi были невелики. Как у примитивных австралопитеков. Вмещали мозг размером с грейпфрут. Это почти в три раза меньше, чем у нас - современных людей. Но по количеству извилин и складок "грейпфруты" не сильно нам уступали.

По-человечески выглядели все отделы мини-мозга предков, включая кору - фронтальную и короткую. Имелась орбитофронтальная борозда - как положено людям, а не человекоподобным обезьянам. Затылочные доли были асимметричными, что свидетельствует: звезды умели говорить.

Внутренняя поверхность черепа звезды, рельеф которой позволил оценить особенности мозга.

Столь интимные подробности ученые выяснили, изучая так называемые эндокраны - картины рельефа внутренних сторон черепов, которые как раз и позволяют судить о величине и количестве извилин мозга и его строении.

Кости с  доисторического кладбища

Останки Homo naledi были обнаружены еще в 2013 году в пещере, расположенной примерно в 50 километрах от Йоханнесбурга. Нашел их профессор Ли Бергер с коллегами из Университета Витватерсрэнда. Ученые сразу предположили, что кости принадлежат нашим предкам, но прежде неизвестным антропологам.

Новоявленных братьев по разуму окрестили Homo naledi по названию пещеры, из которой извлекли их кости. Naledi в переводе с южноафриканского - "звезда". Восходящая звезда - так называется пещера.

Останки - более 1500 фрагментов скелетов - находились в самой труднодоступной части пещеры. Принадлежали 15 особям, среди которых было восемь детей.

Через два года - здесь же - посчастливилось выкопать еще 3 скелета.

Людей-звезд роднили с нами не только черепа, но и походка - тоже вполне человеческая. Ее обеспечивали длинные ноги и уже неплохо развитые мышцы таза. И ступни у Homo naledi были примерно такими же, как и у современных людей, - приспособленными для длительных пеших передвижений.

Жили звезды 236 000 - 335 000 лет назад. Ростом были невелики - примерно 150 сантиметров. Владели огнем, умели изготавливать каменные орудия труда, пищу варили и запекали, к мясу подавали корнеплоды.

Пещера, в которой нашли останки братьев по разуму. Фото: Университет Витватерсрэнда

Кстати, в пещере были обнаружены останки, принадлежавшие исключительно одному - звездному виду. На первый взгляд в столь укромное место их могли притащить какие-нибудь хищники-людоеды. Но на костях не было следов зубов или когтей. Что навело ученых на мысль: те 18 в итоге найденных существ были покойниками - в пещере их похоронили сородичи. То есть поступили на редкость разумно. И мозга  объемом менее полулитра им хватило, чтобы додуматься до погребального обряда.

ИТОГО:

Третьим будешь?

Homo naledi встают в один ряд с Homo erectus и Homo habilis - уже признанными претендентами на роль наших непосредственных предков. Скорее всего, они - предки - не сменяли друг друга в процессе эволюции, а развивались параллельно. Что подтверждает популярную ныне гипотезу о том, что у людей, скорее всего, было много разных предшественников, существенно отличавшихся друг от друга. История человеческого рода в таком случае становится похожей уже не на дерево - "древо эволюции", как полагали ранее, а на разветвленный кустарник, у корней которого не один ствол, а несколько.

Еще один вопрос, не имеющий пока однозначного ответа: в силу каких причин люди современного вида Homo sapiens - потомки Homo naledi - отрастили себе столь внушительные мозги? Ведь для осмысленной жизни хватало и тех, которые были размером с грейпфрут. Загадка...