22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс, родился знаменитый американский писатель, автор антиутопии "451 градус по Фаренгейту", цикла рассказов "Марсианские хроники" и частично автобиографического романа "Вино из одуванчиков".
Мы собрали самые интересные и необычные факт из жизни писателя.
ПРАВНУК КОЛДУНЬИ
В детстве он считал себя правнуком Мэри Брэдбери – колдуньи, якобы сожженной в 1692 году во время знаменитого Салемского процесса. Приговоры всем осужденным ведьмам были отменены в 1957 году.
УНИКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
Рэй Брэдбери обладал уникальной памятью. По его словам, он помнил все, что услышал и увидел, едва ли не с момента рождения. Позже с такой же легкостью он запоминал все прочитанное.
- Я помню обрезание пуповины, помню, как в первый раз сосал материнскую грудь. Кошмары, обыкновенно подстерегающие новорожденного, занесены в мою мысленную шпаргалку с первых же недель жизни,- писал он.
Некоторые исследователи считают, что Рэй мог родиться переношенным, десятимесячным. В последний месяц пребывания в утробе у младенца могли развиться зрение и слух.
БОРЬБА СО СМЕРТЬЮ
Хотя маленький Рэй был окружен заботой и вниманием, одним из самых ярких впечатлений детства для него стала смерть. Мальчику было шесть лет, когда в один год умерли его дедушка и годовалая сестренка. Тогда же он сделал свой литературный выбор. Мистика, фэнтэзи, фантастика, сказка – миры, в которых смерть не является окончательной, а умершие близкие иногда возвращаются. "Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня".
БОЙКОТИРОВАНИЕ ОТЦА
Мать Рэя потеряла двух маленьких детей, поэтому излишне опекала младшего сына. Стоило мальчику простудиться, и его надолго укладывали в постель. Дошло до того, что до шести лет его не могли отучить от бутылочки с соской. Наконец его отцу это надоело, и однажды во время ужина он подошел к сыну, выдернул из его рук бутылочку и швырнул ее в раковину. Бутылка разбилась, а папа стал единственным человеком из окружения Рэя, не удостоившимся литературного воплощения.
Все остальные члены семьи вплоть до дядюшек и тетушек встречаются на страницах "Вина из одуванчиков" и других произведений. Только после смерти отца Рэй посвятил ему книгу "Лекарство от меланхолии". Там были слова: "Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына".
БОЯЗНЬ АВТОМОБИЛЕЙ
Во время Великой депрессии семье пришлось несколько раз пересекать страну в поисках места, где можно было обосноваться. Несколько раз Рэй становился свидетелем страшных автомобильных аварий.
Однажды он оказался совсем близко возле разбитой машины, в которой лежала умирающая женщина. Некоторое время они смотрели друг другу в глаза. Впечатлительный мальчик в тот же день заболел. Он дал слово никогда не садиться за руль автомобиля, и до конца жизни не мог избавиться от тяжелых воспоминаний, иногда прорывавшихся в его рассказах.
Позже в его кабинете на стене висел автомобильный номер "F-451" – но это уже была отсылка к "451 градусу по Фаренгейту".
ВЫПУСКНОЙ КОСТЮМ С ДЫРАМИ ОТ ПУЛЬ
Рэй окончил школу в разгар Великой депрессии. У семьи не было денег, чтобы купить приличную одежду, поэтому на выпускной вечер он пошел в костюме покойного дяди Лестера.
Дядю застрелили уличные грабители. Маме пришлось привести пиджак в порядок и аккуратно заштопать дырки от пуль на спине и на животе.
ВМЕСТО УНИВЕРСИТЕТА – БИБЛИОТЕКА
В 1938 году Рэй окончил среднюю школу. На этом его формальное образование завершилось.
Дни напролет Рэй проводил в библиотеке, читая Шоу, Честертона, Стивенсона, Шекспира, Диккенса.
"Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку".
ЖЕНА – МУЗА И КРИТИК
Рэй познакомился со своей будущей женой Мэгги Маклюр в книжном магазине. Обаятельная женщина с тонким чувством юмора, сразу освободила его от поиска дополнительного заработка. Публикации приносили Брэдбери стандартные 250 долларов гонорара. Первый экземпляр "Марсианских хроник" был отпечатан Маргарэт, ей же и был посвящен этот сборник.
"Марсианские хроники" стали первым успехом писателя. Брэдбери вез издателю сборник из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк на автобусе, на поезд денег не хватило. В следующий приезд в Нью-Йорке его встречала толпа людей с изданной книгой, все они пришли за автографом.
Позже Маргарэт выучила четыре языка и стала настоящим знатоком литературы. Вместе они прожили 56 лет, воспитав четырех дочерей. Любимыми писателями Мэгги были Марсель Пруст, Агата Кристи и Рэй Брэдбери.
"451 ГРАДУС ПО ФАРЕНГЕЙТУ" В PLAYBOY
Мировую славу писателю принес роман "451 градус по Фаренгейту". Интересно, что был он опубликован в первых номерах журнала "Плэйбой" в далеком 1951 году.
У Брэдбери было такое определение фантастики: "Фантастика – это наша реальность, доведенная до абсурда".
В романе писатель предугадал и описал нашу современную жизнь, точнее уничтожение мировой культуры массовой. Годы спустя, отвечая на вопрос, почему не сбылись многие его предсказания, писатель ответил: "Потому что люди – идиоты". Современное общество хочет заниматься потреблением – пить пиво и смотреть сериалы. Они придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и бесполезные штуки вроде айфона. А ведь можно было развивать науку и осваивать космос.
ЦИТИРОВАНИЕ КОЛЛЕГ
Названия многих произведений Брэдбери – это дань уважения великим писателям и поэтам:
В его рассказах оживают Томас Вулф ("О скитаниях вечных и о Земле"), Чарльз Диккенс ("Самое прекрасное время"), Хемингуэй ("Машина Килиманджаро"), Стендаль ("Эшер-2"), Бернард Шоу ("Марк-5").
Его герои постоянно цитируют любимых авторов. Как говорил Гренджер из "451 по Фаренгейту": "…когда они спросят нас, что мы делаем, мы ответим: мы вспоминаем. Да, мы память человечества, и поэтому мы в конце концов непременно победим". Благодаря рассказу "Будет ласковый дождь" многие читатели открыли для себя американскую поэтессу Сару Тисдейл. Стихотворение заканчивалось строфой:
И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род
И весна… и Весна встретит новый рассвет
Не заметив, что нас уже нет.
Как бы сказка звучала, если бы ее авторами были, например, Михаил Булгаков, Федор Достаевский или Николай Гоголь?!