В крупнейший вооруженный конфликт в истории человечества, Вторую мировую войну, были втянуты 80% населения планеты - ее эпицентром стала Европа, но закончилась она далеко на Востоке - в Японии.
СССР вмешался в конфликт на Востоке спустя 3 месяца после победы союзников над Германией - к тому времени войну японцам объявили около 60 стран. Подписанный пакт был нарушен: по итогам Ялтинской конференции СССР обязался перебросить войска из Европы на Дальний Восток и начать масштабное наступление. США, Великобритания и Китай требовали сложить оружие и капитулировать, но Япония стояла на своем. Как результат Штаты применили ядерное оружие - 6 августа была разрушена Хиросима, 8-го - Нагасаки. Также 8 августа Советы пошли в наступление.
- С началом наступления начались обильные дожди, уровень воды в реках Приамурья и Приморья повысился до 4 метров, вода затопила долины. В таких условиях приходилось преодолевать горные тропы и дороги Большого Хингана и жару в пустынной Гоби, - объясняет условия "броска" советских солдат кандидат исторических наук Семен Заворотнов. - Среди них были десятки тысяч украинцев. Командующим Забайкальским фронтом был одессит Родион Малиновский.
14 августа Япония огласила о капитуляции, но боевых действий не прекратила, как и Советы.
- Квантунской армией руководил барон Ямада Отодзо. Советские войска находились от его резиденции в 300-400 км. Был у Ямадзы еще и "джокер" - отряд №731, который входил в его оперативное подчинение. В его запасниках было биологическое и бактериологическое оружие, которого хватило бы, чтобы отравить половину населения Дальнего Востока и Приморья. А вот ситуация на вечер 18 августа для советских войск сложилась очень нелегкая и даже близкая к катастрофической - прошло 10 дней боев, а капитуляции все нет, японцы на некоторых участках переходят в наступление и яростно обороняются.
Также Сталин получил информацию, что американцы собираются вводить свои войска и присвоить лавры победителей себе. Кроме того, 18 августа посланный представитель советского командования был разрублен японцами на части, - рассказывает Заворотнов.
Советы решили направить в штаб к Ямаде своих представителей еще раз.
|
Харьковчанин Иван Артеменко попал в число тех, кто поедет на переговоры в логово зверя. Команд для этой миссии собрали две: точных данных, где находится штаб японцев, не было. Как вспоминал в своих дневниках участник группы Артеменко Николай Барякин, куда они летят и какие цели им поставлены, советские военнослужащие узнали уже в воздухе.
"Полковник Артеменко достал бумаги и объяснил: наша группа летит парламентерами в штаб Квантунской армии в город Чанчунь для переговоров о ее капитуляции. Нас сопровождают в полете семь истребителей, команда самолета будет все время держать связь со штабом фронта и в случае необходимости нам будет оказана помощь. Другая группа с этой же целью летит в Мукден, так как точное расположение штаба японцев неизвестно", - писал Барякин.
Советскую делегацию здесь не ждали, но приняли, привезли в штаб, затем последовал вопрос: "Зачем вы пожаловали?"
"Требования советского командования заключаются в следующем: первое - немедленно прекратить огонь и сопротивление на всех участках фронтов; второе - сложить оружие и сдаться в плен; третье - немедленно вывести все войска из столицы и городов, указанных советским командованием; четвертое - открыть все пути для ввода советских войск в Маньчжурию, передать советскому командованию всю технику и вооружение; пятое - подписать акт о безоговорочной капитуляции", - писал сам Иван Артеменко в своих мемуарах "Маршал возвращения не гарантировал".
Ямаду требования не впечатлили, и Артеменко прибегнул к радикальным мерам.
- Он вызвал по радио несколько десятков бомбардировщиков и истребителей, используя их как веский аргумент для переубеждения японцев, - говорит историк Семен Заворотный.
И они прилетели. Опьяненный тем, что японцы занервничали, а ситуация стала играть на руку советским переговорщикам, Артеменко пошел ва-банк - пригрозил Ямаде повторением ситуации, как в Хиросиме и Нагасаки.
"Эти слова были сказаны мною необдуманно, впоследствии их извратили, дело дошло до МИДа, ибо на следующий день в японской и китайской печати появилась информация о том, что русский уполномоченный заявил, что, если Ямада не подпишет акт о безоговорочной капитуляции, русские применят атомную бомбу", - оправдывался Артеменко в мемуарах.
600-тысячная Квантунская армия капитулировала - официальный документ союзники подписали 2 сентября, несколько недель до этого ушли на то, что советские военные принимали на себя охрану государственных складов, госрезерва, военных атташе, а также разоружали войска.
Иван Тимофеевич Артеменко родился в Ананьеве (сейчас это Одесская область) в 1910 году. Что делал до Второй мировой войны, точно не известно - на суде чести в 1953 году признал все обвинения в том, что данные об учебе и карьере сфальсифицировал ради продвижения по службе. Во время войны был награжден орденом Красной Звезды, орденом Кутузова III степени, орденом Красного Знамени за принятие капитуляции Квантунской армии. После разжалования переехал в Харьков, работал начальником цеха на заводе. Написал две книги "Маршал возвращения не гарантировал" и посмертно вышла "От первого до последнего дня". Сын Артеменко был летчиком, погиб в аварии в небе, жена умерла в 1991 году, через 6 лет в одиночестве умер и сам Иван Тимофеевич.
Как вспоминал участник группы Артеменко Николай Барякин, после капитуляции штаба советские летчики напугали японцев… бурным празднованием.
"Вечером, после того как стали известны результаты переговоров, начальник аэродрома приволок японского вина "сакэ", и наши летчики стаканами, почти без закуски, изрядно его хватили. Побалагурив, поплясав и попев, они снова взялись за стаканы, и так продолжалось, пока они один за другим не заснули прямо в отведенной им комнате. Видя такое, японец перепугался и не спал всю ночь, ожидая, как бы кто из наших не отдал концы. Утром проснувшийся первым наш летчик снова взялся за стакан и, наполнив его до краев, с великим удовольствием освежился. После такого японец сам чуть не отдал концы. Нам через переводчика рассказал эту историю сам японец, и мы от души хохотали", - писал Барякин.
P.S. В ходе Маньчжурской операции советских войск Квантунская армия под командованием генерала Отодзо Ямады потеряла убитыми около 84 тысяч солдат и офицеров, свыше 15 тысяч умерли от ран и болезней на территории Маньчжурии, около 600 тысяч человек попали в плен, при этом потери Советской Армии составили около 12 тысяч человек.
- Все лавры за операцию отдавались маршалам Василевскому и Малиновскому - 23 года Артеменко находился в забвении и боролся за восстановление правды. В 1968 году вышла книга начальника штаба маршала Захарова, в которой он рассказал, что капитуляцию штаба заставил подписать и принял именно Артеменко, - говорит Заворотнов.