На днях ученые из немецкого Университета Эрлангена напугали общественность: отдыхать, мол, вредно! Всего две недели, лениво проведенные у моря, способны снизить IQ* человека сразу на 20 пунктов! Ведь от безделья частично атрофируются клетки лобных долей мозга.
А на дворе как раз разгар отпусков. В общем, спасай голову кто может! Помочь в этом деле мы попросили доктора психологических наук Марию Фаликман.
|
- Мария, все чаще появляются исследования, мол, наш мозг начинает стареть довольно рано...
- По результатам изучения когнитивного старения (это исследование не самого мозга, а разных его функций - например, памяти, внимания) получается, что пик развития познавательной сферы наступает где-то в 27 лет.
- Значит, 27 - "рубеж", пройдя который надо усиленно качать извилины?
- Делать это надо всегда, иначе по достижении "рубежа" все покатится под горку. Если будете тренироваться, "спуск" не будет так заметен.
- Японские ученые полагают: лучший способ накачать мозг - устный счет...
- Устный счет - это активное вовлечение того, что мы называем рабочей (или кратковременной) памятью. Той, которая позволяет нам удерживать текущую информацию. Вот подхожу я к магазину, собираюсь купить то-то и то-то, а прошла внутрь - и забыла. Значит, рабочая память меня подвела. Или наоборот, зашла и все помню: стало быть, рабочая память в порядке.
- Еще такое упражнение в интернете предлагают: быстро посчитать в обратном порядке от 100 до 1.
- Психологи любят другую задачу - обратный счет тройками: 300, 297, 294 и т. д. Тоже упражнение на развитие рабочей памяти.
Или, например, такая задачка: придумать слово на каждую букву алфавита. Она хороша тем, что в это время мы возобновляем доступ к каким-то полузабытым словам в нашей памяти и задействуем те связи между нервными клетками, которые иначе бы дремали. Как и в игре, когда надо придумать слово на последнюю букву слова, сказанного соперником. Или как в кроссворде.
- Говорят, кроссворд тоже не панацея: если он стал рутиной, то перестает развивать мозг.
- В том случае, если человек постоянно занимается разгадыванием кроссвордов. Если у вас в голове всегда наготове название столицы Уругвая, скорее всего, ваш мозг уже насытился кроссвордами: вы уже знаете почти все ответы или принцип, по которому составляются вопросы. В таком случае кроссворд как тренировка мозга не имеет смысла. Как и вязание или вышивка, если они превращаются в навык.
- Встречается такой совет: если правша - учитесь писать левой рукой, и наоборот. Но что это дает?
- Если вы правша, то, когда вы пишете, в большей степени работает левое полушарие. Крест-накрест. И когда мы начинаем писать левой рукой, то заставляем работать правое полушарие, вовлекая его в решение той задачи, к которой оно не привыкло.
- А еще можно придумывать новые свойства для привычных вещей...
- Это популярный тест на развитие творческого мышления. У него есть название - "тест кирпича": придумать неожиданные способы использования кирпича. Но если вы уже человек творческой профессии, то для вас такое придумывание - рутина.
- Что тогда можно посоветовать?
- Те же упражнения на поддержание рабочей памяти или внимания. Потому что концентрация внимания необходима специалисту хоть техническому, хоть творческому.
- Например, выходишь из дома - и придумываешь себе задачу: сегодня обращаю внимание только на предметы зеленого цвета. Подойдет?
- Да. Такие упражнения тренируют внимание, у которого есть две важные функции: выбирать и удерживать информацию. И тут мы тренируем именно функцию отбора.
- Как насчет рисования?
- Рисование задействует те отделы мозга, которые связаны с удержанием и преобразованием образов. Мы переносим предмет на бумагу: то, как он выглядит, как на нем распределены тени. Обычно в жизни мы работаем знаками: пишем буквы, цифры. А вот образами не работаем. Поэтому во время рисования мы вовлекаем пространственные, правополушарные отделы мозга, которые обычно у нас не задействованы (если только вы не художник). Рисование - тот же фитнес. Мы ходим в фитнес-зал, чтобы прокачать те мышцы тела, которые обычно не напрягаются. Так же с мозгом: во время рисования мы вовлекаем в работу те его зоны, которые меньше задействованы в обычной жизни.
- Как и с помощью, например, жонглирования?
- Жонглирование считается очень полезной задачкой с точки зрения и движения, и развития мозга. Потому что оно требует очень высокой степени зрительно-двигательной координации.
- А может, отпуск - самое время начать изучение иностранного языка?
- Всячески поддерживаю. С одной стороны, вы задействуете память, создавая в ней новые связи. С другой - это новый поворот для нашей речевой активности.
- Полезно взять в отпуск шахматы?
- Эта игра вовлекает все возможные познавательные процессы! Ведь мы должны просчитывать ходы наперед - и наши, и противника, продумывать стратегию взаимодействия с ним. Эта игра, можно сказать, модель повседневного существования человека. Много вычислений, а значит, нагрузка на рабочую память и поддержание ее в активном состоянии.
На работу мозга влияет его кровоснабжение. Следите за осанкой: если сосуды шеи пережаты, мозг недополучает "пищи".
- Полезен любой новый для нас вид активности, который вовлекает те связи мозга, которые в обычной жизни не востребованы, - подчеркивает Мария Фаликман. - Мозг шахматиста отличается от мозга музыканта, мозг гонщика - от мозга космонавта. Недавно исследовали мозг лондонских таксистов, и выяснилось, что у них перестроилась структура мозга, которая задействована в формировании следов памяти и в пространственной навигации, - гиппокамп. У таксистов задние отделы гиппокампа больше, чем у обычных людей. Таким образом, все, чему мы учимся, перестраивает и работу, и структуру нашего мозга. Поэтому надо осваивать новые занятия, новые практики: это позволяет держать мозг в рабочем состоянии. Человеку полезно все, что не похоже на его повседневную активность.