Рынок труда в Украине нуждается в высококвалифицированных выпускниках профессионально-технических училищ. Об этом в эфире одного из телеканалов сказала советник министра образования Иванна Коберник. На сегодняшний день, по данным чиновницы, высшее образование хотят получать 76% выпускников, в ПТУ же - недобор. Как это аукнется через 5 лет?
Мы обзвонили несколько киевских профессионально-технических училищ. И действительно, желающих получать рабочие профессии в 2018 году негусто.
- Парикмахерское направление всегда было одним из самых востребованных. Работа хоть и тяжелая, но чистая. В этом году почти треть мест еще свободна, - рассказали в Киевском высшем профессиональном училище швейного и парикмахерского искусства. Но тут надеются, что часть абитуриентов, не поступивших в вузы, одумается и пойдет к ним. И говорят, что принимают документы даже в субботу.
Аналогичная ситуация и в других училищах.
- Мест много, в этом году наплыв маленький совсем. Например, на такие специальности, как "штукатурщик", "плиточник", "монтажник санитарно-технических систем и оборудования", "слесарь ремонта автомобилей". Но электрогазосварщик получает очень хорошие деньги, и монтажники санитарно-технических систем никогда без денег не останутся, - делятся с нами в Киевском региональном высшем профессиональном училище строительства.
Но почему так получается, что выпускники игнорируют денежные специальности?
- С одной стороны - это проблема чисто демографическая - людей стало физически меньше. С другой - молодые люди считают профтехобразование не престижным и предпочитают получить высшее образование и потом даже пойти работать не по специальности. Хотя рабочие профессии сейчас востребованы как никогда раньше, - рассказывает "КП" в Украине" аналитик рынка труда Алексей Назаренко.
По словам аналитика, через несколько лет мы столкнемся с другой проблемой: некому будет строить, сеять, стричь волосы и монтировать сантехнику. Как следствие - цены на элементарные услуги взлетят до небес. Либо же страну заполонит более дешевая рабочая сила, вытесняя украинцев, как это происходит во многих странах Европы сейчас.