17 сентября
Загрузить еще

Дети со взрослыми глазами

Дети со взрослыми глазами

Детские лица со взрослыми глазами. Застывший взгляд человека, много пережившего и умудренного опытом. Я не знаю, с чем сравнить такой взгляд. С теми, кто прошел сталинские лагеря? Кто сидел? Кто пережил Вторую мировую? Но мне в жизни не приходилось видеть таких людей. Таких взрослых. Да, я читал о таких взглядах в воспоминаниях прошедших ГУЛАГ. Читал военные рассказы, где описывались дети со взглядом старичков. Но в жизни не видел. Мне рассказывала бабушка о послевоенном голоде, когда буквально нечего было есть, когда с картошки срезали кожуру для посадки. И варили на всех то, что оставалось. Но у них не было такого взгляда. Другие мои старшие родственники, пережившие войну в детском возрасте, были жизнерадостными.

А тут около 150 детей, приехавших на вторую смену в лагерь "Перлина Донеччини", в Святогорск по программе "Мирное лето – детям Донбасса" Гуманитарного штаба Рината Ахметова, почти все с таким взглядом. Эти дети заметно отличались от тех, кто уже бывал здесь в лагере, от ребят с первой смены, среди которых были в большинстве своем переселенцы, выехавшие из зоны боевых действий еще в 2014 году. Как говорят психологи, они почти забыли те страшные дни – их заместили в памяти новые воспоминания, более радостные.

А эти ребята прямо "с передовой". Почти все они – с линии огня, линии соприкосновения, фронтовых городов. Кто-то пережил стрельбу буквально перед самым отъездом в лагерь, а кто-то – всего пару месяцев назад. Эти дети выглядят старше своих ровесников из Киева, Днепропетровска, Львова.

Именно по тому, как они смотрят волчонком, и без психолога можно определить, что эти школьники с обстреливаемых территорий. Что в этих глазах? Боль. Умудренность. Опыт. На вопрос: "Вам страшно жить все время рядом с войной?" они смеются. На вопрос: "Вы боитесь выстрелов?" бодрятся и говорят, что нет. Правда, от некоторых вопросов они "ломаются".

"Ты переживаешь за родителей"? Все. Улыбки больше нет. Уход в себя.

Программа Штаба Рината Ахметова "Мирное лето – детям Донбасса" существует четвертый сезон. Участниками программы в предыдущие годы стали 3500 детей, от 8 до 14 лет . В этом сезоне уже 350 ребят отдохнули в лагере. И на третью смену мы ждем еще более 150.

Опыт показывает всевозрастающую потребность в этой программе, в рамках которой с детьми работают кризисные психологи, прошедшие курс "Травма войны", организованный Штабом.

 

В психологии есть такое понятие: мобилизация внутренних сил во время стрессовых ситуаций и боевых условий. Это не раз описано не только в специальной литературе, но и художественной. Люди не болеют во время войны. А потом, когда проходит время, психологические проблемы накрывают волной, иногда переходят в психиатрические заболевания.

К сожалению, проблемы детей не ограничены только тем, что они пережили выстрелы, видели танки и пушки. Те, кто выехал, иногда вынуждены несколько раз менять местожительства. Они расстаются с близкими – бабушкой, дедушкой, друзьями. И не всегда им удается завести новых знакомых. Они замыкаются в себе или, наоборот, ведут себя вызывающе. Да, такое поведение характерно для обычных подростков, но в данном случае это более явно выражено.

Иногда они себя считают виновными в разводе родителей. Когда мама, например, стремится поскорее уехать на территорию без выстрелов. А папе жаль оставлять жилье. Потому, как говорят психологи, для решения этих проблем нужен комплексный подход, работать необходимо не только с ребенком, но и семьей, с родителями.

Новости по теме: Фонд Рината Ахметова