21 ноября
Загрузить еще

Советы туристам: как правильно за границей пользоваться медицинской страховкой

Советы туристам: как правильно за границей пользоваться медицинской страховкой
Фото: - А я даже на случай беременности застраховалась! Фото: Кп.Ру

Что делать при наступлении страхового случая? Зачем в медстраховке предусмотрена франшиза и что это означает на практике? В каких случаях медстраховка не действует? Что делать, если страховщик отказывается помогать, утверждая, что это – "не страховой случай"? Что скрывается за понятием "форс-мажор"? На самые актуальные вопросы читателей "КП" в Украине" ответили исполнительный директор Украинской ассоциации туристических агентств Павел Григораш и директор офиса продаж "Сети Магазинов Горящих Путевок" Екатерина Чернявская.

- Как действует медстраховка заграницей? Как-то у меня в Египте поднялась температура под 40. Сказали, что вызовут скорую, заберут в клинику и надо будет заплатить 30 долларов. Я не совсем поняла, за что плату требовали? У меня же страховка!

П.Г.: Скорее всего, в вашей страховке была прописана франшиза – то есть часть затрат, которые не покрываются страховой компанией. Практически все страховки в стандартных пакетных турах прописаны с франшизой. Таким образом страховщики пытаются немного обезопаситься от ложных вызовов. Если турист не платит ни копейки, он вызывает врача страховой по любому чиху. Чтобы не было ложных вызовов, включается франшиза. Это может быть 30 долларов, 50 или процент – данная информация всегда указана в страховом полисе, который выдается вместе с пакетом документов на руки туристу.

Перед вылетом турист должен посмотреть, что у него написано в страховке, каков размер франшизы, какие страховые случаи ею покрываются. Например, услуги стоматолога, как правило, не включены в стандартный пакет, но их можно добронировать дополнительным покрытием. Если страховой случай произошел при алкогольном опьянении, ни одна страховка эти риски по стандартному полису не покрывает.

Павел Григораш и Екатерина Чернявская.
Фото: ЯНСОНС Оскар

- Что делать при наступлении страхового случая?

П.Г.: Первое, что нужно сделать, - это взять страховку, позвонить по указанному в ней номеру и назвать номер страхового полиса. После этого вы описываете в телефонном режиме ситуацию и вам сообщают, что делать и в какую клинику обращаться. Если вы выбрали клинику самостоятельно, не факт, что эти затраты впоследствии страховая компания возьмет на себя. Бывают исключения: человек в критическом состоянии и звонить некогда. Или, например, по каким-то причинам нет возможности связаться со страховщиком. В этом случае отправляйтесь в клинику самостоятельно, но потом при первой же возможности уведомьте страховую компанию. При этом учтите, что 100%-ной гарантии того, что страховая возьмет на себя эти выплаты, нет.

- То есть даже со страховкой на руках, нужно иметь при себе деньги как минимум на сумму франшизы?

П.Г.: Ехать на отдых с пустым кошельком в любом случае нельзя, даже если у вас все включено. При въезде в любую страну у туриста могут поинтересоваться, сколько у него с собой денег. Минимальные суммы прописаны в каждой стране, в том числе, в Турции и Египте. И кроме денег с собой необходимо взять минимальную аптечку. Если у вас болит голова или поднялось давление, дешевле все же выпить таблетку, а не звонить в страховую.  

- Если человек попал за границей в клинику, с которой сотрудничает его страховая, какие подтверждающие документы у них нужно взять?

П.Г.: Это должен быть полный пакет документов, включая диагноз и чеки, если он платил на месте.

- Если турист попал в аварию при поездке на экскурсию, медстраховка действует?

П.Г.: Часто гиды на курортах говорят: если вы покупаете экскурсию не у нас, ваша страховка не действует. Это не совсем так. Страховка действует независимо от того, где вы купили экскурсию (у продавца должны быть официальные документы, сертификаты), но покрывает она не все. Например, стандартной страховкой не покрываются активные виды спорта. Поэтому, если вы планируете кататься на квадроциклах или лыжах, покупайте расширенную страховку, которая покроет эти риски.  

- Что делать, если страховая при возникновении страхового случая дала несуществующие (старые, недействительные) адреса и контакты врача?

П.Г.: Позвоните в страховую и скажите: это не действующие контакты, дайте другие. Если диалог не складывается, идете через турагента или туроператора, либо подключаете гидов на месте.  

- А если вообще отказываются помогать? Например, нам при острой боли у ребенка в животе, сказали, что это не страховой случай?

П.Г.: Тут надо, чтобы врач сказал, что случилось. Острая боль может быть разного характера. Ребенка же все равно повезут к врачу, сделают какие-то анализы. Нужно максимально сохранять все документы (диагноз, квитанции об оплате, чеки, если покупали лекарства), и после этого обращаться в страховую с полным комплектом: случай подпадает под тот, что указан в страховом полисе – возместите потраченные средства!

Е.Ч.: Мне кажется, что первую медицинскую помощь обязаны оказывать. В нашей практике были случаи отравлений, в том числе и детских – полностью оказывали медицинскую помощь, делали анализы, предоставляли лекарства. С туристов не брали никаких дополнительных средств

- В договорах туроператоры прописывают, что в случае форс-мажора ответственности не несут. Есть ли четкий перечень, что относится к форс-мажорам, или каждый понимает, как хочет и составляет свой список? Например, банкротство авиаперевозчика – это форс-мажор? А перенос рейса "по техническим причинам"?

П.Г.: Конкретный список существует. Если туроператор или кто-либо хочет, чтобы данная ситуация считалась форс-мажором, это должно быть подтверждено Торгово-промышленной палатой Украины. То есть сказать, что у нас борт поломался и это форс мажор, не получится. Форс-мажор – это условия, когда стороны договора не могут выполнить свои обязательства в силу неожиданных и непредвиденных обстоятельств. Если мы говорим про авиационную отрасль, форс-мажором могут выступить погодные условия: сильный ветер, плохая видимость, извержение вулкана и т.д.

- Бывают же форс-мажоры и с другой стороны. Например, в случае раннего бронирования за полгода может произойти все, что угодно: болезнь, операция, смерть близкого. Можно ли в таких случаях рассчитывать на компенсацию?

Е.Ч.: Здесь все зависит от лояльности оператора. Если оператор лоялен, то за 2 недели можно с минимальными потерями (порядка 15 долларов с человека) вернуть полную сумму, либо перенести тур на другую дату без доплат.

С другой стороны, есть операторы, которые выставляют 100%-ные штрафы даже за полгода. Как правило, это те, кто дают минимальные цены при раннем бронировании. Также есть операторы, которые не разрешат поменять фамилию в туре, чтобы вместо одного туриста поехал другой. И тем не менее даже при таких прописанных условиях все решается индивидуально. И при личном общении операторы нередко идут на уступки.

Общий совет прост: если вы опасаетесь подобных ситуаций, выбирайте более лояльных операторов, которые даже за пару дней до вылета могут снять бронь без штрафа. Да, у них тур стоит чуть дороже, но вы будете спокойнее. Но, в принципе, мы всегда стараемся помочь: выставляем на продажу, перепродажу, размещаем среди агентов. Поверьте: нам не все равно, улетите вы или нет! Это наша репутация, ваши рекомендации для знакомых, так что мы будем с вами заниматься до конца.

П.Г.: Если туристы хотят быть уверенными, что они получат назад свои деньги в случае форс-мажора (болезнь, вызов в суд, призыв в армию), существуют страховки от невыезда. Стоит такая страховка не слишком дорого: для Европы - 2-3% от стоимости поездки. Если вы накануне поездки, например, заболели и лететь не можете, пишете письмо туроператору. Туроператор пытается согласовать отмену бронирования с отелем. Если отель штрафов не выставляет – всем повезло. Если же отель выставил штрафы или, скажем, авиабилеты не возвратные, клиенту возмещается меньшая сумма, но всю разницу между тем, что он заплатил, и тем, что вернул туроператор, возмещает страховая компания. Кстати, здесь тоже может быть страховка с франшизой и без, надо читать договор.

При этом нужно учесть такой нюанс: страховка действует только на того, кто заболел. Например, летит семья: два взрослых и ребенок. Если заболел только отец, страховка на него и выплачивается, а мать с ребенком должны лететь. Если они не полетели – это их решение. Если же, например, должны были лететь один взрослый с детьми, и он заболел, компенсация идет за всех, потому что дети сами полететь не могут.

О том, что делать, если рейс перенесли или отменили, в каких случая туристу положена компенсация и как быть, если путешественник летел с пересадкой и опоздал на стыковочный рейс, вы можете прочитать здесь >>>