Константин ДУНАЕВСКИЙ (27 июня 2018, 15:42)
Йеллоустонский супервулкан устроит на планете глобальную зиму

Расположенный в Йеллоустонской кальдере геотермальный источник - самый большой в США. Его температура - 70 градусов, производительность - 2000 литров кипятка в минуту. Фото: globallookpress.com

В США накаляются страсти. Приверженцы теории заговоров утверждают, что правительство утаивает данные о приближающемся извержении Йеллоустонского супервулкана, которое может просто стереть Америку с лица планеты. Власти утверждают, что опасаться пока нечего. Но есть факты, скрыть которые им не под силу.

Еще летом 2017 года ученые NASA, Кембриджского университета, австралийского Университета Монаша объявили, что супервулкан находится на грани взрыва. В марте была опубликована статья о том, что группа исследователей обнаружила в Йеллоустонском парке залегающий на глубине всего нескольких километров гигантский резервуар с готовой выплеснуться наружу магмой. И, наконец, в конце апреля ожил, выплеснув на высоту более 100 метров струю кипятка, самый большой в мире гейзер Steamboat ("Пароход"). Местные жители уверены: супервулкан показывает, что его терпение на пределе.

Великан в стране лилипутов

Термином "супервулкан" обозначается особая группа вулканов. Открыли их в 1970-х годах. Тогда палеонтологи поняли: носороги, верблюды, черепахи, населявшие Северную Америку 10 млн лет назад, не просто умерли, а задохнулись от вулканических газов и пепла. Позже был найден и сам виновник вымирания - супервулкан Йеллоустон (штат Айдахо, США). Вулкан, который принимали за живописную долину и которому присвоили категорию национального парка. Йеллоустон стал первым из найденных на Земле супервулканов.

Обычный вулкан отличается от супервулкана примерно так же, как пистолет от пушки. Супервулкан не гора, а гигантская впадина, называемая кальдерой, которая заменяет собой кратер. Он не извергается, а взрывается, и взрыв по мощности превосходит обычные извержения во много тысяч раз. По силе и последствиям он равен удару крупного астероида. К счастью, супервулканов на Земле гораздо меньше, чем обычных вулканов, и взрываются они гораздо реже.

Последним было извержение супервулкана Таупо в Новой Зеландии 26,5 тысячи лет назад. Еще более грандиозный катаклизм произошел за 48 тысяч лет до Таупо, когда рванула Тоба на Суматре. Выброшенный в атмосферу пепел устроил на планете ночь, которая продлилась шесть месяцев. Ученые уверяют, что это извержение в эволюционном плане отбросило Землю на 2 млн лет назад. На планете началась зима. Средняя температура опустилась на 11 градусов, погибли пять из каждых шести населявших Землю существ.

Год икс - 2074-й?

А ведь Тоба не самый крупный из супервулканов. Йеллоустон (в переводе с английского - "желтый камень") превышает его по всем параметрам в три раза. Кальдера этого супервулкана имеет площадь в 3825 кв. км. Резервуар с магмой расположен совсем рядом с поверхностью земли, на глубине 8 километров.

Ученые из Геологического общества США установили, что активность Йеллоустонского супервулкана циклична: он уже извергался 2 млн лет назад, 1,3 млн лет назад и 630 тысяч лет назад. Нетрудно подсчитать, что при такой периодичности время очередного взрыва уже подошло.

Английский геолог, глава Центра по изучению природных катастроф Билл Макгир заявил, что, по его расчетам, Йеллоустон должен взорваться в 2074 году. Некоторые полагают, что это может случиться значительно раньше. Работающие в парке вулканологи недавно подготовили для конгресса США доклад, который сразу был засекречен. Живущие недалеко от парка американцы уверяют, что власти постоянно занижают магнитуду частых в этих местах землетрясений, а некоторые из них вообще скрывают. За прошлый год в Йеллоустоне официально зарегистрировали несколько тысяч подземных толчков. Хотя местное население, ведущее наблюдение собственными силами, утверждает, что их было в 10 раз больше. Кальдеру прорезала уже четвертая крупная трещина, и теперь на спутниковых снимках ее поверхность напоминает разбитое стекло.

Мировая катастрофа

Уже просчитаны сценарии, по которым будут развиваться события. За несколько дней до взрыва земная кора поднимется на несколько метров, почва нагреется до 60 - 70 градусов. Взрыв выбросит потоки раскаленной магмы на высоту более 50 км и будет сопровождаться мощнейшим землетрясением, которое ощутят во всех точках планеты. В первые же минуты будет уничтожено практически все живое в радиусе более 1200 км. Улицы Сан-Франциско и Лос-Анджелеса завалит полутораметровыми сугробами из вулканического шлака. Все Западное побережье США превратится в мертвую зону.

Землетрясение спровоцирует извержения нескольких десятков обычных вулканов во всех концах света. Извержения океанских вулканов породят цунами, которые смоют тихоокеанские и атлантические прибрежные города.

Уже через день начнут лить кислотные дожди, которые уничтожат большую часть растительности. Озоновая дыра над материком вырастет до невообразимых размеров, и все, кого не уничтожили пепел и кислота, падут жертвой солнечной радиации. Северные страны (такие как Финляндия или Швеция) просто перестанут существовать. Резкое похолодание и землетрясения выведут из строя большую часть трубопроводов, линий электропередачи, железных и автомобильных дорог.

Больше всего пострадают Индия и Китай. Здесь от голода уже в первые месяцы скончаются до 1,5 млрд человек. Всего в результате катаклизма погибнет более 2 млрд. Меньше всего пострадает сейсмически устойчивая и находящаяся в глубине континента Сибирь. Продолжительность зимы составит 4 года. В течение столетия человечество деградирует и начнет жизнь по-новому. Если вообще выживет...

Мнение эксперта

"Силы человека и природы слишком неравны"

Мы задали несколько вопросов профессору геологии Павлу Плечову.

- Можем ли мы хотя бы приблизительно предположить, когда рванет Йеллоустонский супервулкан?

- Существует три типа прогнозов - долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный. Для йеллоустонской точки очевидно, что когда-нибудь будет еще не одно катастрофическое извержение. Их было уже много за последние 16 млн лет. Это долгосрочный прогноз. В ближайшие три месяца извержения не будет. Это краткосрочный прогноз.

Все обсуждение сейчас идет относительно среднесрочного прогноза. Есть мнение, что извержение может произойти в ближайшие тысячи лет, а есть мнение, что до следующего извержения нужно ждать 1 - 2 млн лет. Оба имеют свои аргументы. Я думаю, что ближайшее извержение в районе Йеллоустона будет в ближайшие десятки или сотни лет, но оно не будет катастрофическим.

- Можем ли мы как-то предотвратить надвигающуюся катастрофу?

- Попытки предотвратить или ослабить катастрофическое извержение могут привести к обратному эффекту. Слишком неравны силы природы и человека при таких процессах.

- Насколько верны сценарии последствий взрыва супервулкана?

- Самое страшное, что может произойти при извержении даже небольшого супервулкана, - резкие колебания температуры. Похолодание даже на полградуса в планетарном масштабе приводит к очень резкому перераспределению воздушных масс. Это ураганы, катастрофические осадки и так далее. Даже сейчас глобальное потепление приводит к тому, что в Австралии начинаются удивительно жесткие засухи, которые сменяются торнадо и ураганами. Извержение вулкана Тамбора произошло в 1815 году, а 1816 год был описан в литературе как год без лета. Вроде бы понижение температуры на доли градуса - это немного, но тогда были снегопады летом, тотальные неурожаи, наводнения.

Кстати

Один из супервулканов - на Камчатке

Сейчас точно установлено местонахождение почти 20 супервулканов. Среди них несколько европейских монстров. Крупнейший находится недалеко от Неаполя, второй - на греческом острове Кос. В 2007 году российские вулканологи нашли древний супервулкан на Камчатке, в 50 км от Петропавловска. Его назвали Карымшина. Длина его кальдеры - примерно 35 км. Ученые не прогнозируют выброса пепла Карымшины в атмосферу.

Криклий заговорил о поездках экспрессом из Киева в Одессу за полтора часа, а в Будапешт - за три 19

Не Гиперлуп, но тоже звучит неплохо.

Неля Штепа уже получила от Украины 3600 евро
Неля Штепа уже получила от Украины 3600 евро 553 3

Европейский суд по правам человека принял решение в пользу экс-мэра Славянска. Украина выполнила его.

Порошенко пришел в Госбюро расследований, чтобы лично забрать все повестки
Порошенко пришел в Госбюро расследований, чтобы лично забрать все повестки 260

Экс-гарант отменил "важный зарубежный визит в Швейцарию и запланированные встречи с мировыми лидерами".

Полиция выяснила, кто разрисовал памятник жертвам Холокоста в родном городе Зеленского [видео] 105 2

Личность установлена, осталось поймать подозреваемого.

Рябошапка прокомментировал спецоперациюпо делу Гандзюк
Рябошапка прокомментировал спецоперациюпо делу Гандзюк [видео, дополнено] 172

Проведена 35 обысков и разоблачена преступная организация.

Зеленский обсудил с представителем Ирана судьбу  черных ящиков  сбитого самолета МАУ
Зеленский обсудил с представителем Ирана судьбу "черных ящиков" сбитого самолета МАУ [фото] 176 1

Все остатки самолета, которые сохранились после катастрофы, должны быть возвращены в Украину.

Евро уже почти по 27: гривна продолжает падение
Евро уже почти по 27: гривна продолжает падение [инфографика]

Доллар тоже подрос на 23 копейки.

Кто нужен украинским работодателям
Кто нужен украинским работодателям 2460 1

В столичной службе занятости рассказали, кого чаще всего искали на рынке труда в 2019 году.

Нацбанк отменил подписи и печати при купле-продаже валюты
Нацбанк отменил подписи и печати при купле-продаже валюты 405

Это связано с новым законом о кассовых аппаратах.

В Госстате шокировали соотношением смертности и рождаемости
В Госстате шокировали соотношением смертности и рождаемости 632

Жителей Украины стало на 230,5 тысячи меньше.

Как вы думаете, почему во власти не хватает порядочных людей?
Как вы думаете, почему во власти не хватает порядочных людей? [вопрос дня]

Премьер Гончарук заявил, что в госорганах работает много негодяев и подонков.

Пять главных правил спасения от инсульта
Пять главных правил спасения от инсульта 1120

Как избежать взрыва в мозге? Самые свежие данные от ведущего эксперта.

Принцесса Беатрис не сообщила о свадьбе из-за Гарри и Меган Маркл - СМИ
Принцесса Беатрис не сообщила о свадьбе из-за Гарри и Меган Маркл - СМИ [фото] 18

"Мегсит" и скандал с принцем Эндрю мешают принцессе заявить о дате торжества.

Пышнотелая модель Эшли Грэм впервые родила
Пышнотелая модель Эшли Грэм впервые родила 68

Это случилось 18 января.

Оля Полякова и Андрей Бедняков засмотрелись на Лесю Никитюк в узких стрингах
Оля Полякова и Андрей Бедняков засмотрелись на Лесю Никитюк в узких стрингах [фото] 289

Артисты прокомментировали сексуальное фото телеведущей.

Ярослав Ракицкий признался, от чего он перевозбуждается
Ярослав Ракицкий признался, от чего он перевозбуждается 158 1

Экс-защитник "Шахтера" за год освоился в Питере и удостоился персональных знаков внимания от фанатов.

Шахтер  будет готовиться к сезону в турецком пятизвездочном отеле
"Шахтер" будет готовиться к сезону в турецком пятизвездочном отеле [фото] 121

Горняки заселились в гостиницу, номера в которой стоят от 7 до 22 тысяч гривен в сутки.

Даренский ушел в парное катание, потому что вырос
Даренский ушел в парное катание, потому что вырос 129

Артем Даренский в паре с Софьей Нестеровой завоевали бронзовую медаль юношеской Олимпиады в Лозанне.